Духовная атмосфера страны, как создание возможностей к развитию по Генри Боклю

«При настоящем положении наших знаний мы не можем с достоверностью сказать, чтобы происходило какое-нибудь постоянное улучшение в нравственных и умственных способностях человека, - не имеем также и положительного основания думать, что у ребёнка, родившегося в самой цивилизованной части Европы, эти способности должны быть больше, чем у такого, который родился в самом диком углу какой-нибудь варварской страны.

Итак, каков бы ни был нравственный и умственный прогресс человечества, он состоит не в улучшении природных способностей, но в улучшении, если можно так выразиться, возможности к развитию, т. е. в улучшении той обстановки, при которой после рождения эти способности начинают действовать.

В этом заключается всё существо дела. Прогресс относится не к внутренней силе, а к внешним преимуществам. Дитя, родившееся в цивилизованной стране, не становится по этому самому выше рождённого среди варваров, и различие, которое окажется между действиями обоих детей, будет вызвано, насколько мы можем судить одним только давлением внешней обстановки, под которой я разумею окружающие ребёнка мнения, знания, ассоциации - одним словом, всю духовную атмосферу, среди которой воспитывается каждое дитя.

В этом отношении очевидно, что если мы взглянем на весь род человеческий в совокупности, то увидим, что его нравственный и умственный образ действия определяется нравственными и умственными понятиями, преобладающими в данное время. Есть, конечно, много людей, которые станут выше этих понятий, и много других, которые опустятся ниже их; но такие случаи составляют исключение, и число таких людей составляет самый ничтожный процент в общем количестве тех, которые ничем не отличаются - ни добром, ни злом. Огромное большинство людей всегда остаётся в среднем состоянии: они не слишком тупы и не слишком даровиты, не слишком добродетельны и не слишком порочны; засыпая в своей мирной и приличной посредственности, они принимают без большого затруднения общепринятые мнения своего времени; не поднимают вопросов, не производят скандала, не возбуждают удивления, а только держатся наравне со своим поколением и беспрекословно подчиняются общему уровню нравственности и знаний своего века и той страны, где живут.

Достаточно самого поверхностного знания истории, чтобы убедиться, что этот уровень беспрестанно меняется и никогда не бывает совершенно одинаков, даже в самых сходных между собою странах или в двух преемственных поколениях одной страны. Мнения, преобладающие в каком-нибудь народе, во многих отношениях меняются с года на год, и то, что в какое-нибудь время преследовалось как парадокс или ересь, впоследствии принимается как общеизвестная истина и в свою очередь тоже сменяется чем-нибудь ещё более новым. Эта крайняя изменчивость в обыкновенной норме человеческих деяний доказывает, что условия, от которых норма эта зависит, должны быть сами чрезвычайно изменчивы, а между тем эти условия, каковы бы они ни были, очевидно,  служат источником нравственного и умственно образа действий огромного большинства людей».

Генри Бокль, История цивилизаций, Том 1, М., «Мысль», 2000 г., с. 98-99.