Уважение к себе и к своему труду по Д.И. Писареву

«Каждый новорождённый ребёнок втискивается в одну и ту же готовую форму, а разнообразие результатов происходит, во-первых, от того, что не все дети родятся одинаковыми, а во-вторых, от того, что для втискивания употребляются различные приёмы.

Один ребёнок ложится в форму  тихо и благонравно, а другой барахтается и кричит благим матом; одного  ребенка бросают в форму со всего размаху, да ещё потом держат в форме за  вихор; а другого кладут помаленьку, полегоньку и при этом поглаживают по  головке и пряником обольщают. Но форма всё-таки одна и та же, и - не в укор  будь сказано искателям светлых явлений - уродование идёт всегда надлежащим  порядком; так как жизнь не шевелит и не развивает ума, то человеческие  способности глохнут и искажаются как при воспитании палкой, так и при  воспитании лаской. В первом случае получается тип, который я для краткости  назову карликами, во втором получаются также уроды, которых можно назвать  вечными детьми.

Когда ребёнка ругают, порют и всячески огорчают, тогда он с  самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким. Как только ребёнок  начинает понимать себя, так он приучается надеяться только на свои  собственные силы; он находится в постоянной войне со всем, что его окружает;  ему дремать нельзя: чуть оплошаешь, тотчас лишишься всякого удовольствия, да  ещё налетят на тебя со всех сторон ругательства, затрещины и даже весьма  серьёзные неприятности, в виде многочисленных и полновесных ударов розгами.  Гимнастика для детского ума представляется постоянная, и каждый безграмотный  мальчишка, выдержанный в ежовых рукавицах свирепым родителем, удивит своими  дипломатическими талантами любого благовоспитанного мальчика, способного уже  восхищаться, по Корнелию Непоту, доблестями Аристида и непреклонным  характером Катона. Ум разовьётся настолько, насколько это необходимо для  того, чтобы обделывать практические делишки: там надуть, тут поклониться в  пояс, здесь прижать, в другом месте в амбицию вломиться, в третьем - добрым  малым прикинуться, - всё это будет исполнено самым отчётливым манером,  потому что вся эта механика усвоена во времена нежного детства. Но выйти из  колеи этой механики ум уже не может; надует он десять раз, проведёт и  выведет, будет лгать и вывёртываться, будет постоянно обходить препятствия,  на которые постоянно будет натыкаться; но обдумать заранее план действий,  рассчитать вероятности успеха, предусмотреть и устранить препятствия  заблаговременно, словом, связать в голове длинный ряд мыслей, логически  вытекающих одна из другой, - этого вы от нашего субъекта не ждите.

Умственного творчества вы в нём также не найдёте; практическое изобретение,  создание новой машины или новой отрасли промышленности возможно только  тогда, когда у человека есть знания, а знаний у нашего карлика нет никаких;  он не знает ни свойств того материала, который он обрабатывает, ни  потребностей тех людей, для которых он работает. Шьёт он, положим, чемодан  из кожи; кожа скверно выделана и трескается; ну, значит, чемодан надо  вычернить, чтобы под краскою трещины были незаметны; и решительно ни одному  карлику в голову не придёт: а нельзя ли как-нибудь так выделать кожу, чтоб  она не трескалась? Да и не может прийти; чтобы замазать трещину чёрною  краскою, не нужно ровно никаких знаний и почти никакого труда мысли; а для  того, чтобы сделать малейшее усовершенствование в выделке кож, надо по  крайней мере всматриваться в то, что имеешь под руками, и обдумывать то, что  видишь. Но мы никогда не были заражены такими мыслительными слабостями;  поэтому мы разработали у себя барышничество и надувательство до высокой  степени художественности, а все науки мы принуждены привозить к себе из-за  границы; другими словами, мы постоянно обирали удобства жизни друг у друга,  но производительность нашей земли мы не сумели увеличить ни на один медный  грош. Не зная свойств предметов, карлик не знает и самого себя: он не знает  ни своих сил, ни своих наклонностей, ни своих желаний; поэтому он ценит себя  только по внешнему успеху своих предприятий; он меняется в своих собственных  глазах, как акция сомнительного достоинства, которой курс колеблется на  бирже; штука удалась, барыш в кармане, - тогда он великий человек, тогда он  возносится выше нарицательной цены и даже выше облака ходячего; штука  лопнула, капитал улетучился, - тогда он червь, подлец, поношение человеков;  тогда он умоляет вас, чтоб вы на него плюнули, да только оказали бы ему  участие. И хоть бы это было по крайней мере притворство, хоть бы он  прикидывался несчастным для того, чтобы разжалобить вас, всё было бы легче;  а то ведь нет - действительно раздавлен и уничтожен, действительно пал в  своих собственных глазах оттого, что потерпел убыток или другую неудачу;  немудрено, что карлик отвертывается от друзей своих, когда они в несчастии;  он и от самого себя рад бы отвернуться, да жаль, некуда.

Всё это понятно; только сознательное уважение человека к самому себе дает  ему возможность спокойно и весело переносить все мелкие и крупные  неприятности, которые не сопровождаются сильною физическою болью; а чтобы  сознательно уважать самого себя и чтобы находить в этом чувстве высшее  наслаждение, человеку надо предварительно поработать над собою, очистить  свой мозг от разного мусора, сделаться полным хозяином своего внутреннего  мира, обогатить этот мир кое-какими знаниями и идеями и наконец, изучивши  самого себя, найти себе в жизни разумную, полезную и приятную деятельность.  Когда всё это будет сделано, тогда человеку будет понятно удовольствие быть  самим собою, удовольствие класть на каждый поступок печать своей  просветленной и облагороженной личности, удовольствие жить в своем  внутреннем мире и постоянно увеличивать богатство и разнообразие этого мира.  Тогда человек почувствует, что это высшее удовольствие может быть отнято у  него только сумасшествием или постоянным физическим мучением; и это  величественное сознание полной независимости от мелких огорчений в свою  очередь сделается причиною гордой и мужественной радости, которую опять-таки  ничто не может ни отнять, ни отравить.  […]

 

Продолжение »