Подавление женщин в Европе по Д.И. Писареву

«Женщина может думать и может делиться своими мыслями с другими людьми;  поэтому я и говорю, что труд современных реалистов совершенно доступен  женщине. В природе женщины нет ничего такого, что отстраняло бы женщину от  деятельного участия в решении насущных задач нашего времени; но в воспитании  женщины, в её общественном положении, словом, в тех условиях, которые  составляют искусственную сторону её теперешней жизни, в этих условиях,  говорю я, есть очень много препятствий, которые в настоящее время  преодолеваются только самыми умными женщинами, при содействии исключительно  счастливых обстоятельств. Под именем «счастливых обстоятельств» я,  разумеется, понимаю не то, что понимает большинство нашего общества.  Счастливою называют у нас обыкновенно ту женщину, которая богата, хороша  собою, выходит замуж по любви, веселится и блестит в свете, потом  пристроивает благополучно своих детей и, наконец, умирает, окруженная  внучатами, приживалками и домашними животными.

По моему мнению, такая счастливая жизнь, проведённая в полном спокойствии, то есть в полном  подчинении господствующей рутине, оставляет мысль женщины совершенно  непробуждённою. Может быть, такая умственная дремота чрезвычайно приятна, но  я знаю наверное, что ни один человек, пробудившийся от подобного усыпления,  не захочет ни за какие блага в мире возвратиться к этому состоянию  первобытной невинности.

Поэтому я называю счастливыми те обстоятельства, которые, даже причиняя женщине тяжёлые страдания, насильно заставляют её браться за ум и задумываться над теми нелепостями, которые она видит и слышит вокруг себя. За размышлением следует отвращение, а так как природа не  терпит пустоты, то женщина старается заменить в своем уме выброшенные  нелепости каким-нибудь живым и осмысленным содержанием. Если женщина, в эту  критическую минуту своей жизни, встретит умного человека или умную книгу,  тогда она устроит у себя в голове порядок и чистоту, и тогда она будет  совершенно застрахована против тех бесплодных восторгов, которыми увлеклась,  например, госпожа Свечина. Именно такие обстоятельства я и называю вполне  счастливыми; какой-нибудь резкий толчок должен пробудить мысль, а встреча с  умным руководителем должна направить эту мысль туда, где она может найти  себе удовлетворение, то есть реальные знания и полезный труд.

Так случилось с Верою Павловною Лопуховою, но так случается редко, и  огромное большинство наших и даже европейских женщин проводят свою жизнь без  размышления, без знаний и без труда. Они живут вне общих интересов  человечества. Они задавлены мелочами кухни, спальни и модного магазина,  подобно тому как масса чернорабочих задавлена физическим утомлением и  голодною нищетою. Им некогда думать; жизнь ежеминутно задаёт им множество  мельчайших вопросов, которые волнуют и раздражают их, но которые все могут  быть разрешены без помощи размышления; у них нет ни спокойствия, ни  деятельности, а есть только бесконечная суета, которая утомляет человека и  мешает его мысли сосредоточиться на каком-нибудь отдельном и важном вопросе  жизни. Это суетливое движение начинается у наших женщин с самого раннего  детства.

- Ты, друг мой, должна быть образованною девицею, - говорят опытные  воспитательницы маленькому существу, одетому в короткое платье, и маленькое  существо по их команде суетливо кидается от географии к фортепьяно, от  фортепьяно к Пуническим войнам, от подвигов Аннибала и Сципиона к шассе  вправо, шассе назад, потом к «Естественной истории» Горизонтова, потом к  рисованию цветов и носов, и разные лохмотья знаний, разные упражнения по  части приятных искусств проходят, как китайские тени, через несчастный мозг  ошеломленного маленького существа.

И чуть только в девочке шевельнётся любознательность, чуть только она пожелает посмотреть повнимательнее на одну из промелькнувших теней, её тотчас останавливают, потому что такое  неестественное желание нарушает заведённый порядок систематической суеты. В  день надо непременно проделать семь или восемь различных штук по части наук  и искусств, стало быть, если одна штука разрастётся в ущерб остальным, то из  этого произойдет беспорядок, который в благоустроенном педагогическом  хозяйстве не может быть допущен. Кроме того, известно всем и каждому, что  девушка прежде всего должна быть приятною в обществе, а приятность эта  заключается, между прочим, в разнообразии её талантов и знаний; поэтому  любознательность может быть терпима в девочке настолько, насколько она  содействует исправному изучению обязательных уроков; когда же  любознательность стремится выйти из этих естественных границ, тогда она  может повредить будущей приятности; следовательно, она идет тогда наперекор  основным тенденциям воспитания, и её необходимо подавлять и искоренять  мерами кротости и, в случае упорства, мерами строгости.

Впрочем, любознательность девочки очень редко вызывает против себя отпор  со стороны воспитательниц. Вся система преподавания, все объяснения учителей  и весь комплект учебников тщательно подобраны таким образом, что  любознательность решительно не может возникнуть, и мысли девочки постоянно  стремятся вон из классной комнаты, прочь от книг и уроков, к миру  действительной жизни, то есть к балу, к театру, к модному магазину и к  другим очаровательным предметам, в которых каждая благовоспитанная девочка  видит весь смысл и весь интерес жизни и действительности. За суетою уроков в  жизни девушки следует суета светских удовольствий, которая, в большей части  случаев, усложняется кислою суетою домашней бедности. Поехать на бал  необходимо, но и пообедать тоже не мешает; нанять карету необходимо, но и  купить сажень дров следует; надо заказать новое платье - и надо в то же  время заплатить долг в овощную лавку; нельзя же быть одетою хуже  какой-нибудь Сидоровой или Антоновой, - но как же распорядиться, когда  папенька бранится за излишние расходы «на тряпки»? Не поехать на бал, - но  на бале будет он. При таких непримиримых требованиях действительной жизни  драма следует за драмою; каждая грошовая ленточка смачивается горькими  слезами; каждое пошлое слово дурака или негодяя, встреченного на бале и  поставившего себе задачею жизни ухаживать за всеми красивыми барышнями, -  вызывает живые надежды, за которыми следуют быстро и непременно мучительные  разочарования.

Всё это - бури в стакане воды, все это смешно и глупо, но ведь тут льются человеческие слёзы, тут проводятся бессонные ночи, и то существо, которое мечется по постеле и обливает слезами свою подушку, это существо, говорю я, страдает действительно, страдает так, как будто бы  причина страдания была велика и серьёзна. И это же самое существо, с тем же  телосложением, с тем же темпераментом и устройством черепа, могло бы, при  других условиях развития и жизни, стать на ту нормальную высоту  человеческого понимания, на которую никогда не забираются грязные и  мучительные волнения о новом платье Сидоровой или о пятой кадрили,  протанцованной вероломным Ивановым с легкомысленною Антоновою. Для  большинства наших теперешних женщин эта нормальная высота недостижима, и  препятствия, отрезывающие им путь к человеческому благоразумию, вытекают  естественным образом из того основного принципа, которому подчинены  воспитание и вся жизнь женщины».

Писарев Д.И., Реалисты / Собрание сочинений в 4-х томах, Том 3, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1956 г., с.