Противостояние личности художника соблазнам по Эжену Делакруа

«Невежда думает, что талантливый человек должен быть всегда равен себе, что он встаёт утром,  как солнце, отдохнувшим и освеженным, всегда готовым извлекать из вечно полной и открытой кладовой новые сокровища в добавление ко вчерашним.

Невежда не подозревает, что, подобно всем смертным явлениям, и здесь происходит рост и увядание, что, независимо от этого поприща труда, талант, как всё то, что дышит на земле, слабо проявляет себя вначале, затем развивается, достигает полной силы и постепенно угасает; он испытывает все чередования здоровья и болезней, смены настроений духа, веселья и грусти.

Кроме того, он склонен заблуждаться даже в  полном расцвете сил; он часто устремляется по ложным путям; тогда ему надо много времени, чтобы вернуться к тому месту, откуда он начинал путь, и часто, возвратившись, он чувствует, что сам он уже не тот. Подобный тленной плоти, её жизни, слабой, подверженной натиску всяческих существ со всех сторон, вынужденной противостоять тысяче разрушительных влияний и требующей или непрерывных забот или постоянного упражнения, чтобы не быть поглощённом  этим миром, который так тяжко давит на нас, талант вынужден постоянно бодрствовать духом, сражаться, постоянно быть в боевой готовности перед лицом препятствий, среди которых проявляется его странная власть.

Соперничество и богатство - вот два соблазна, которых надо одинаково страшиться.

Слишком большой успех взвинчивает нервы, в то время как неудача заставляет пасть духом.

Много одарённых людей пережили только одну вспышку, которая потухла, едва проявившись.

Этот свет вспыхивает иногда при первом появлении и затем исчезает навсегда; другие, слабые и колеблющиеся, или разбрасывающиеся, или, наконец, однообразные вначале, вдруг после долгой и почти незамеченной работы зажглись несравненным блеском, как, например, Сервантес! Левис после своего Монаха не создал ничего заслуживающего внимания. Есть и такие, которые не могли пережить своего падения, и т.д...

Основное свойство гения - это способность приводить в порядок, создавать композицию, сочетать отношения, видеть их более точно и более широко».

Дневник Делакруа в 2-х томах, Том 1, М., «Издательство Академии художеств СССР», 1961 г., с. 115.