Проблемы творческих конкурсов картин и скульптур по Эжену Делакруа [продолжение]

Начало »

 

У Вас не будет недостатка в соискателях, готовых, я думаю, послушно принять все Ваши условия.

Чего жаждет большинство из них? Присутствовать в списке участников и на несколько секунд привлечь к себе внимание. Кое для кого это уже известность, но Вы, возможно, ещё увидите, как за счёт художников, влюблённых в свое искусство и мало податливых, даже слишком неподатливых, редеет эта введенная в заблуждение толпа, рвущаяся на ристалище. На этом пустом поле, открытом для всех, среди душащего всё и вся чертополоха Вы вряд ли разглядите подлинные таланты, способные пробиться сквозь сорняки; нет, прекрасное творение, помещенное среди посредственных, не станет от этого лучше; бездарное вызывает непреодолимое отвращение, которое Вы перенесёте и на прекрасное, изящное, достойное, ибо бездарность словно источает эманацию унылости, обесцвечивающую всё вокруг.

На конкурсе бесхитростное изящество покажется холодным рядом с кривляниями напыщенного таланта, подлинная дерзновенность - чрезмерной при сравнении с произведениями плоскими и ничтожными. Более того, нередко бывает, что посредственнейший из живописцев найдет ловкий приём, которого не знал Рафаэль и который станет определяющим для его стиля. Но станете ли Вы, например, восхвалять его за то, что он буквально и точнее, чем Рафаэль, передаст сюжет? Кому отдать пальму первенства? Унылой аккуратности или превосходному исполнению?

Сколько существует методов и приёмов, с помощью которых слабый живописец может одержать верх над истинными и самыми пламенными талантами! Но трудности решения не меньше, даже когда имеешь дело с соперниками равной силы. Один будет отличаться превосходной композицией и точной передачей сюжета, другой прекрасно уловит некоторые наиболее выразительные детали и более энергично характеризует предмет, хотя и заставит сожалеть о том, что главная мысль не выражена. Что предпочтете Вы: эффектность и цвет или изысканный рисунок, красоту и утонченность характеров? Качества эти никогда не соединяются вместе, и достаточно одного из них, чтобы обладателя его выделили из толпы.

В начале этой статьи я лишь слегка коснулся трудности отыскания авторитетных и непредвзятых судей; я не упомянул ни об интригах, ни о потворстве и не подчеркивал, как Вы, несомненно, отметили, невозможность добиться беспристрастного решения. Эта тема в равной степени и прискорбна и плодотворна; предоставляю, господин редактор, Вашей проницательности, Вашему знанию людей и слабостей человеческой натуры изучить этот печальный сюжет и извлечь, если у Вас хватит духу, на свет Божий все ухищрения зависти и той нищенской алчности, что так и клокочут на конкурсах, словно при раздаче подаяния. Тема эта настолько же неблагодарна, насколько глух тупик, куда ведет этот путь, и правительство вступило на него от своего рода отчаяния, не ведая ещё, куда он ведёт. Вы спросите меня: «Что же делать? Какое предложить средство? Неужели этой пусть и фальшивой лотерее Вы предпочтете произвол властей?» Не знаю, что на это ответить, но, на мой взгляд, дела идут много лучше, когда искусство не становится объектом администрирования. Когда Лев Х пожелал украсить росписями свой дворец, он не стал обращаться к министру внутренних дел с просьбой подыскать ему наиболее достойного художника, а просто пригласил Рафаэля, то ли потому, что ему нравился талант этого живописца, то ли потому, что тот ему нравился сам. Будьте уверены, он не предавался грустному и мучительному рассматриванию эскизов тридцати или сорока соперников, в которых убогая идея горячечным воображением доведена до крайности и нелепости. Несомненно, тем самым он спас себя от отвращения к плоду своей фантазии ещё до того, как тот появился на свет, и не умертвил в самом зародыше радости, какую может подарить творение, вся свежесть и новизна которого оказывается утраченной вследствие этого своеобразного опыта, то есть наших конкурсов;  потому-то, после того как судьба или случайность решит, какой художник должен быть вознесён над всеми прочими, было бы крайне соблазнительно сжалиться над ним и позволить не  досказывать то, что ещё осталось от исчерпанной и уже надоевшей темы.

Мне крайне прискорбно, что я только усиливаю Ваше недоумение и не даю исходного пункта, от которого можно было бы отталкиваться. Я лишь едва коснулся важнейших сторон этой проблемы и просто посетовал вместе с Вами и со всеми друзьями искусства, которые встревожены тем, что им недостает верного направления. Вы предлагаете нам на страницах своего журнала излагать наши сетования; Вы, пожалуй, единственный, кого не захватила политика.

Будьте, милостивый государь, стойки, сопротивляйтесь этому потоку; говорите нам о музыке, о живописи, о поэзии и увидите, что вокруг Вас соберутся все, для кого радости воображения стоит на первом месте».

Эжен Делакруа, Письма, СПб, «Азбука», 2001 г., с. 219-226.