Отношения между научными моделями по Е.А. Мамчур

Е.А. Мамчур выделяет три типа ситуаций, в которых могут находиться теоретические модели / концепции:

1) конкурирующие теоретические модели эквивалентны в эмпирическом и семантическом отношениях, но не эквивалентны в плане лингвистическом: они являются разным языковым выражением одного и того же содержания (в качестве примеров такого рода названы соотношения формализмов классической механики - Ньютонова, Лаграджева и Гамильтонова формализмов);

2) конкурирующие концепции эквивалентны в эмпирическом плане, но неэквивалентны в семантическом отношении (примеры - соотношение теорий электромагнетизма школы Ампера, опирающихся на принцип дальнодействия, и электродинамики Максвелла, опирающейся на принцип близкодействия; сменяющие друг друга дорелятивистская электродинамика и релятивистская и т.д.);

3) конкурирующие концепции неэквивалентны ни в эмпирическом, ни в семантическом отношении (классическая электродинамика и теория фотоэффекта, теория флогистона и теория Лавуазье и т.п.).

Мамчур Е.А., Проблема выбора теории. К анализу переходных ситуаций в развитии физического знания, М., «Наука», 1975 г., с. 45-53.