Единство действия в драматургии по Пьеру Корнелю

«Я полагаю, что единство действия в комедии заключается в единстве интриги или препятствий, с которыми встречаются намерения главных действующих лиц, а для трагедии - в единстве опасности, независимо от того, преодолевают ли её герой или гибнет в борьбе с нею.

Я не отрицаю этим возможности ставить героя перед несколькими опасностями в трагедии и вводить несколько интриг или препятствий в комедию, лишь бы только одно из них необходимо влекло за собой другое.

Тогда освобождение от первой опасности не завершит собою действия, потому что само это освобождение повергает героя в новую опасность; так же точно развязка первой интриги не успокоит действующих лиц комедии, потому что самая эта развязка запутывает их в сети новой интриги.

Я не припоминаю у древних примера множественности связанных друг с другом опасностей, где бы при этом не было нарушено единство действия; из моих же пьес укажу на «Горация» и на «Феодору», в который двойственность опасности является недостатком, так как вовсе не было надобности, чтобы Гораций, выйдя победителем, убил свою сестру и чтобы Феодора, избежав насилия, предала себя мученической смерти; я думаю, что не ошибусь, если скажу, что смерть Поликсены и Астианакса в «Трояде» Сенеки представляют такого же рода неправильность. […]

Связь между сценами, соединяющая все частные действия каждого акта, составляет большое украшение драматического произведения и много способствует образованию непрерывности действия вследствие непрерывности представления, но во всяком случае это - только украшение и не может быть возведено в правило. Древние не всегда употребляли этот приём, хотя у них акты состоят большею частью только из двух или трёх сцен и им гораздо легче было соблюдать связь между сценами, чем нам, помещающим в одном акте от девяти до десяти сцен.

У Софокла, например, предсмертный монолог Аякса не имеет никакой связи ни с предшествующей, ни с последующей сценой. [...] Учёные нашего века, ваявшие себе за образец трагедии древних, ещё более пренебрегали этой связью; довольно бросить взгляд на трагедии Бюханана, Гроциуса и Гейнзиуса, чтобы убедиться в этом».

Пьер Корнель, Рассуждения о трагедии и способах трактовать её согласно законам правдоподобия или необходимости цитируется по История эстетики в 5-ти томах, Том 2, М., «Искусство», 1964 г., с. 222-223 и 224.