Некрасивые люди и большой ум по Фрэнсису Бэкону

«Уродливые люди обычно сводят счёты с природой; так как природа причинила им зло, то и они, будучи по большей части (как говорит Священное писание) «обойдены любовью», мстят природе.

Разумеется, между телом и духом имеется определённое соответствие, и, где природа ошиблась в одном, она рискует ошибиться и в другом: «Ubi peccat in uno, periclitatur in altero».

Но поскольку у человека есть право выбора в отношении склада его души, который не зависит от устройства его тела, то иногда звёзды природной склонности затмеваются солнцем дисциплины и добродетели. Поэтому уродство лучше считать не признаком злой природы, ибо это может ввести в заблуждение, а причиной злого нрава, которая редко не имеет последствий. Если у кого-либо есть что-то в его личности, что вызывает презрение, то у него также есть постоянное стремление спасти и оградить себя от насмешки. Вследствие этого все уродливые люди чрезвычайно смелы - вначале для своей собственной защиты. Так как они открыты для насмешек, а с течением времени – по привычке.

Их уродство также побуждает их к прилежанию, особенно в том отношении, что они наблюдают и замечают слабости других, с тем чтобы как-то им отплатить.

Кроме того, их безобразие заглушает ревность по отношению к ним у тех, кто стоит выше, так как эти люди думают, что могут сколько угодно презирать их; и это усыпляет их соперников и конкурентов, которые никогда не верят, что уродливые люди получат повышение, до тех пор, пока не увидят, что они его уже получили.

Так что, строго говоря,  для большого ума уродство составляет даже преимущество для возвышения.

В древние времена (а в некоторых странах и сейчас) правители имели обыкновение оказывать большое доверие евнухам, потому что те, кто завидуют всем, более угодливы и почтительны по отношению к одному.

И всё же они доверяли им, скорее, как хорошим шпионам и ловким доносчикам, чем как хорошим судьям и чиновникам. Таково отношение и к уродливым людям. И причина этого та же, ибо если они сильны духом, то будут стремиться оградить себя от насмешек; а это может быть сделано либо при помощи добродетели, либо при помощи зла; и поэтому не следует удивляться тому, что иногда они оказываются великими людьми; такими были Агесилай, Зангер - сын Солимана, Эзоп, Гаска - президент Перу; и Сократ может также быть назван среди них вместе с другими».

Фрэнсис Бэкон, Опыты, или наставления нравственные и политические / Сочинения в 2-х томах, Том 2, М., «Мысль», 1977 г., с. 448-449.

 

Комплекс неполноценности и «эффект сверхкомпенсации» по Альфреду Адлеру