Активное и пассивное воображение по Вольтеру

«Есть два вида воображения: одно только удерживает простые впечатления от предметов; другое размещает эти полученные образы и комбинирует их на тысячи ладов. Первое называется пассивным воображением, второе - активным. Пассивное немногим отличается от памяти; оно присуще и человеку, и животным. Им-то и объясняется, что и охотник и его собака - оба преследуют в своих сновидениях дичь, оба слышат звуки рожка, с той лишь разницей, что один в это время кричит, а другая лает. В это время и человек, и животное переживают больше, чем простое воспоминание, так как оно никогда не бывает точным воспроизведением действительности. Этот вид воображения уже соединяет предметы; но здесь действует не мыслительная способность, а ошибающаяся память.

Это пассивное воображение, разумеется, не нуждается в помощи нашей воли ни во сне, ни наяву; оно, помимо нас, рисует себе то, что видели наши глаза, слышит то, что мы слышим, прикасается к тому, к чему мы прикасались; оно то увеличивает, то уменьшает этот запас. Это внутреннее чувство, которое не может не действовать; поэтому нет ничего обычнее утверждения, что «мы не властны над своим воображением».

Вот область, где человек должен прийти в глубокое изумление и убедиться в своём бессилии. Отчего происходит, что иногда мы слагаем во сне связные и красноречивые речи, решаем математические задачи, сочиняем стихи лучше, чем когда мы пишем на ту же тему в состоянии бодрствования. Подчас во сне у нас возникают очень сложные идеи, которые ни в каком отношении от нас не зависят. А если связные идеи возникают в нас без нашего содействия, во время сна, - кто поручится, что они не появляются таким же образом и во время бодрствования? Существует ли на свете человек, могущий предвидеть, какая идея явится у него через минуту? Разве не кажется, что идеи для нас то же самое, что движения наших нервов? И когда о. Мальбранш настаивал на утверждении, что все наши идеи исходят от бога, - можно ли с ним было спорить?

Это пассивное воображение, независимое от рассудка, является источником наших страстей и ошибок; оно не только не зависит от нашей воли, но ещё определяет её самое; смотря по тому, в каком виде оно изображает предметы, оно то толкает нас к ним, то отталкивает от них. Представление об опасности внушает страх; представление о чём-нибудь приятном вселяет неистовые желания; только оно порождает желание славы, фанатизма, оно было причиной распространения многих душевных болезней, когда слабые, но глубоко поражённые умы начали воображать, что тела их превратились в другие предметы; оно внушало многим людям уверенность, что они одержимы бесами или заколдованы, что они, действительно, бывают на шабаше. Это легко порабощаемое воображение - обычный удел невежественных народов, им нередко пользовались люди с сильным воображением, стремясь удержать за собой господство. Этим же пассивным воображением обладают некоторые слишком восприимчивые натуры, благодаря чему на детей переходят явные следы полученных матерью впечатлений: примеров тому имеется бесчисленное множество, и пищущий эти строки видел столь разительные случаи, что усомниться в них, значило бы не верить собственным глазам. Это влияние воображения не находит себе объяснения, но ведь и многие другие явления природы не в лучшем положении; мы не лучше понимаем, каким образом мы получаем восприятия, как мы их удерживаем, располагаем; между нами и деятельностью нашего существа - бесконечное расстояние.

Активное воображение есть то, которое к памяти присоединяет размышление и творчество. Оно сближает между собой отдалённые предметы, разделяет те, которые смешиваются друг с другом, сочетает их, изменяет; можно подумать, что оно творит, хотя на самом деле оно только комбинирует, потому что человеку не дано создавать новые явления - он может только видоизменять их. Это активное воображение по существу своему представляет способность, столь же независимую от нас, как и пассивное, и доказательством его независимости от нас служит тот факт, что если вы предложите сотне одинаково несведующих лиц вообразить себе такую-то новую машину, то девяносто девять из них не представят себе ничего, несмотря на все их усилия. А если сотый вообразит себе что-нибудь, то разве не очевидно, что он обладает каким-то особым даром? Дар этот называется гением; в нём видят что-то вдохновенное свыше и божественное. Этот дар природы есть богатство воображения в искусствах, оно проявляется в композиции картины, в замысле поэмы. Оно не может существовать без памяти, но пользуется ею как инструментом, при помощи которого оно выполняет все свои работы. Видя, что при помощи палки можно поднять большой камень, который нельзя было сдвинуть рукой, активное воображение изобрело рычаги, а затем сложные двигательные машины, которые являются лишь замаскированными рычагами; но прежде, чем сделать машины, надо было представить в уме их действие.

Это вовсе не то воображение, которое, как и память, ходячее мнение считает врагом разума. Наоборот, оно может действовать только при условии глубокой вдумчивости; оно без конца составляет планы, исправляет ошибки, воздвигает все свои сооружения в строгом порядке. Прикладная математика требует изумительной силы воображения; Архимед обладал им не в меньшей мере, чем Гомер.

Благодаря воображению поэт создаёт своих героев, наделяет их характерными чертами, страстями, придумывает фабулу, вступление, усложняет завязку, подготовляет развязку - работа, требующая величайшей и в то же время тончайшей обдуманности. Все произведения, основанные на изобретательности воображения, требуют очень большого искусства, - даже романы. Те из них, в которых этого искусства не замечается, вызывают у людей тонкого ума только презрение. Во всех баснях Эзопа царит здравый смысл, и потому они вечно будут усладой народов. В сказках о феях больше действует воображение, но эти фантастические небылицы, лишённые порядка и здравого смысла, не заслуживают уважения, - их читают по слабости, но разумом их осуждают. Второй вид активного воображения - это воображение, создающее отдельные детали, то самое свойство, которое обычно и называют воображением. Это оно придаёт прелесть разговору, непрестанно доставляя уму то, что люди любят больше всего: новые темы. Оно с живостью рисует то, что только с трудом вычерчивают умы холодные; оно диктует уместные и меткие выражения, оно приводит примеры, и когда этот талант проявляется с необходимой всем талантам умеренностью, он завоевывает себе господство в обществе. Человек до такой степени машина, что иногда вино усиливает воображение, хотя полное опьянение всегда уничтожает его; в этом много унизительного, но вместе с тем и изумительного. Чем объяснить, что известное количество жидкости, которое, наверное, помешало бы произвести какое-нибудь вычисление, порождает блестящие идеи.

Это воображение, создающее детали и меткие выражения, должно особенно царить в поэзии. Оно вообще приятно, но в поэзии оно необходимо. Гомер, Вергилий, Гораций, сами того не замечая, изъясняются почти исключительно образами. Трагедия требует меньше образов и образных выражений, меньше метафор и аллегорий, чем эпическая поэма или ода; если в трагедии не злоупотреблять ими, то получается поразительный эффект. […]

Оратор говорит тем же языком, как и все, у поэта же основой творчества является вымысел, поэтому воображение - сущность его искусства, в то время как для оратора оно лишь аксессуар. Считается, что известная доза воображения придает красоту произведениям живописи. Особенно часто указывают на то, с какой искусностью один художник набросил покрывало на голову  Агамемнона во время жертвоприношения Ифигении; однако художник проявил бы гораздо большее искусство, если бы сумел изобразить на лице Агамемнона борьбу родительской скорби с долгом царя и почтением к богам; подобно тому как Рубенс сумел передать во взгляде и позе Марии Медичи скорбь материнства, радость иметь сына и нежность к ребёнку.

В общем, воображение художника, кроме тех случаев, когда он гениален, доставляет больше чести его уму, чем художественным достоинствам его произведений. Все аллегорические фантазии ничто перед хорошим исполнением, которое и составляет главную ценность картины. Здоровое воображение во всех искусствах бывает естественным; неправильное воображение - это то, которое ассоциирует предметы несовместимые; причудливым воображением мы называем то, которое рисует образы, лишённые всякой аналогии, логической связи, правдоподобности, как, например, духов, которые во время битвы бросают друг другу в голову горы, покрытые лесом, стреляют из пушек в небо, прокладывают среди хаоса проезжую дорогу; Люцифера, превращённого в жабу; ангела, разрезанного пополам пушечным выстрелом и обе части которого немедленно соединяются снова, и т. д. Сильное воображение углубляет предметы, слабое - обесцвечивает их; нежное воображение отдыхает на приятных картинах; пылкое - громоздит образы на образы; мудрое воображение есть то, которое с разбором применяет все эти различные виды, изредка допускает причудливость, но неизменно изгоняет всё ложное.

Когда память имеет достаточно пищи и упражнения, она служит источником воображения; но если её слишком перегрузить, она становится причиной его гибели. Так, человек, забивший себе голову именами и датами, не может создать яркие образы. У людей, отдающих много сил различным подсчетам и тягостным житейским делам, воображение обыкновенно бесплодно. Когда оно слишком горячо и бурно, оно может перейти в безумие; однако замечено, что это заболевание мозга гораздо чаще бывает уделом людей с пассивным воображением, деятельность которых ограничивается восприятием глубоких впечатлений от предметов, чем у людей с деятельным и трудолюбивым воображением, которое соединяет и комбинирует идеи, потому что активное воображение постоянно нуждается в мышлении, пассивное же независимо от него. Небесполезно, быть может, дополнить этот очерк указанием, что под словами: восприятие, память, воображение, разум - мы отнюдь не понимаем деятельность каких-нибудь особых органов, из которых один наделен способностью чувствовать, другой припоминать, третий воображать, четвертый рассуждать. Люди склонны полагать, что все это - различные и особые способности. Между тем, все эти процессы, о которых мы знаем только по их результатам, проделывает одно и то же совершенно неведомое нам существо».

Вольтер, О воображении (статья для философского словаря) / Избранные страницы, СПб, 1914 г., с. 189-192.