Возможности педагогического метода по Иоганну Генриху Песталоцци

Эта записка была адресована И.Г. Песталоцци местным властям:

«Определённое состояние той силы, которая развивается... как в учителях, так и в учениках, пользующихся методом, позволяет нам считать полностью опровергнутым обвинение, будто бы метод в каком-либо отношении ограничивает усвоение воспитанником художественного мастерства.

Больше того, в ответ на заявление, что из нашей школы не выйдет ни Рафаэлей, ни Ньютонов, мы с улыбкой задаём встречный вопрос: из какой школы выходили подобные люди и где в нашей части света в наше время существует народная школа, педагогические принципы и организационные средства которой обязательно вели бы к повышению силы мышления и чувства, к успехам в математике и искусстве? В Греции были подобные школы.

Народные же школы Европы, за редкими исключениями, более или менее отдают духом монастырей, из которых они вышли, и в настоящее время не претендуют на повышенный уровень народного образования, к которому мы стремимся. Кроме того, все гении, в области ли математики, поэзии или живописи, рождаются таковыми. И если дети, рождённые гениями, попадут в мою школу и будут воспитываться в её духе, таком, каков он есть в действительности, а не каким он кажется с беглого взгляда, то свобода и самостоятельность, которые им необходимы для развития, не встретят здесь препятствий в своём полёте; они встретят лишь мощную защиту против возможных заблуждений, в которые они могут впасть на своём пути.

Формы метода придают силы; это не узы, ослабляющие человеческую натуру. Неужели же гений будет пользоваться ими дольше, чем полагается, будет носить их дольше, чем они ему действительно полезны? Гений, который сбрасывает своей силой ослабляющие его узы, - неужели же он даст сковать себя, если не убеждён, что эти узы придают ему силу?

Человеческая природа заранее говорит: «Нет!» И мой опыт подтверждает это «нет». Результаты моего опыта настолько убедительны, что заставят замолчать даже человека, который, будучи незнаком с человеческой природой и с той силой, с которой она проявляет себя в гении, всё ещё в этом сомневается. Интересно, кстати, заметить следующее: когда бездарные люди заботятся о судьбе гениев, они обычно делают это при обстоятельствах, представляющих опасность не гениям, а им самим.

Правда, и метод не может превратить в гениев людей, которых природа не наградила соответствующими задатками. Но метод, несомненно, делает следующее: каждого ребенка, в котором природой заложены выдающиеся силы, он точно и уверенно доведёт до такого уровня, чтобы он мог сам свободно и уверенно осознать, что в нем заложено. Никакая школа, никакие педагогические средства не сделают для гения больше этого, ни одно из них не в состоянии сделать больше. Между тем метод меньше, чем какое-либо другое педагогическое средство на свете, рассчитан давать образование гениям; он рассчитан давать образование роду человеческому и как таковой принесет бесконечно больше пользы, чем если бы он являлся средством образования для гениев, даже если бы он во сто раз увеличивая число этих феноменов природы. [...]

Предназначая только одного на миллион стать Ньютоном или Рафаэлем, природа вложила в миллионы людей, которые не являются гениями и не могут стать ими, большие, важные и нужные для всего человечества технические задатки. Их развитие, несомненно, является целью нашего существования; существование их само по себе является важным и всеобщим культурным средством, которым обладает род человеческий.

Самое существо нашего метода обусловливает признание им этой великой деятельности природы в качестве нормы и правила. В особенности это касается учения о соотношениях мер, основное назначение которого заключается в том, чтобы путем упражнения развивать общераспространенные и общенеобходимые технические способности людей. Задача этого учения состоит также и в том, чтобы придать линейному рисунку, этому фундаменту всех обычных технических умений, такие диапазон, самостоятельность, законченность и свободу, которые настолько приблизили бы работу художника и ремесленника к творениям великих гениев, насколько вообще возможно путем трудолюбия и хорошего руководства приблизить результаты труда людей с меньшими природными задатками к гениальным произведениям.

Необходимо заботиться о воспитании людей; если делать это правильно и энергично, то воспитание исключительных людей пойдёт само собой. Однако далеко не столь же истинно обратное положение. Если мы будем проявлять лишь особую заботу о воспитании людей выдающихся - тех, кому следует быть ими, и тех, кто желает ими быть, - то воспитание человечества вообще отнюдь не пойдет от этого само собой. Сами собой получаются при такой постановке дела обычно иные, очень плохие результаты, а именно люди, обладающие лишь умом в его половинной или даже четвертной долях. Таким людям в данном случае ничего не стоит казаться выдающимися; своим существованием и блеском, лишённым какой бы то ни было высокой идеи, они настолько подрывают доверие к этому пути специального образования для людей исключительных, что подлинный гений уже не захочет им идти.

Для подлинного прогресса культуры человечества необходимо поставить преграды самодовольным притязаниям этих половинных и четвёртных умов, чтобы развить создание собственной силы у людей, обладающих действительно высокими дарованиями. И метод делает это: он всюду, где правильно проводится в жизнь, решительно противостоит эгоистическому блеску всякой лжекультуры, так как не только теоретически излагает основы подлинной культуры, но и практически проводит их в жизнь. Поскольку они повсеместно применимы и общедоступны, метод не только показывает их людям, но даёт им в руки и доводит до сердца. Так же как в отношении художественного мастерства, метод выполняет эту задачу и в отношении науки. Он должен делать это; он должен и в этом отношении быть повсюду применимым; он и в этом отношении должен быть доступным всем, если хочет, как и в первом случае, оставаться согласованным с ходом природы. Ведь и в этом отношении природа среди тысяч индивидуумов вряд ли находит одного, кого бы она сама выбрала для научного поприща. С другой стороны, она громким ясным голосом объявляет, что все эти тысячи людей крайне нуждаются в полноценном развитии здорового человеческого разума и в приобретении знаний, необходимых для облегчения обыкновенного существования, деятельности и страданий, которые готовит нам жизнь. [...]

Задача моего метода заключается в том, чтобы удовлетворить эту потребность в образовании - великую и всеобщую потребность человечества. Выполняя же эту задачу, он идет навстречу и первой, более узкой потребности человечества - потребности в научном образовании людей выдающихся, тех, кто должен или хочет ими быть. Но он делает это так, что не унижает и не забрасывает основную массу людей, не бросает её под ноги избранных, не превращает её в орудие их слабости, претензий и капризов. Нет, метод ищет не внешнего блеска дарования; он ищет его сущности, он ищет его силы. Он стремится не к внешнему блеску наук, a к их сущности; он старается поднять силу науки. Влияние метода, предлагаемый им способ действия удовлетворяют, однако, первоначальные нужды человека. Выдающиеся задатки и способности ребёнка, проживающего в самой жалкой хижине, он развивает с той же тщательностью, как он это делает в отношении ребёнка, рождённого на свет с претензией на получение высоких чинов и званий. Таким образом, метод заботится как об исключительных детях, так и о тысячах обыкновенных, не унижая массы человечества.

Он даёт, закрепляет и приумножает всё то, что нужно в равной степени как богатым, так и бедным, заброшенным детям в стране в соответствии с их внутренними исключительными данными, то, что по божьей милости является их собственностью и на что они имеют право. Он даёт, закрепляет и приумножает также все то, что необходимо детям с выдающимися данными, а также и тем, кому нужно или кто хочет приобрести их, что, по мнению людей, им принадлежит и на что они имеют право. Тем самым метод удовлетворяет справедливые требования как исключительных, так и обыкновенных детей».

И.Г. Песталоцци, Памятная записка о семинарии в кантоне Во / Избранные педагогические сочинения в 3-х томах, Том 3, М., «Просвещение», 1961-1965 гг., с. 195-204.