Назначение элиты общества по С.П. Капице с соавторами

«Кризис социальной системы обычно непосредственно связан с кризисом элиты общества. В известной формулировке «верхи не могут, а низы не хотят» порядок утверждений не случаен.

Типичные примеры - переход от республики к империи в древнем Риме, подготовленный гражданскими войнами, развязанными аристократами. Великая французская революция, готовившаяся в кабинетах графов и герцогов. Наконец, «перестройка», инициаторы которой, по их собственному признанию, по крайней мере, на её заключительной стадии «ставили на развал».

Внешне, для стороннего наблюдателя, все эти процессы выглядят как измена элиты, не сумевшей подняться над мелкими эгоистическими, клановыми интересами и жертвующей ради них более общими социальными целями, которым она и призвана была служить. Эта измена выглядит как отсутствие дара предвидения, не позволившее оценить катастрофические последствия собственных действий.

Уничтожение значительной части элиты чревато тяжёлыми последствиями для всей системы. Характерные примеры: наступление времён солдатских императоров в Риме, смутное время, наступившее после правления Ивана Грозного, откат биологической науки в СССР, наступивший после разгрома «генетиков».

Поэтому подготовка и выращивание элиты и связанное с ними элитарное образование имеют принципиальное значение.

Что такое элита? Введём рабочее определение этого важного понятия, которым будем пользоваться в дальнейшем. Отнесём это название к неформальной прослойке людей, находятся у вершины социальной пирамиды, добившихся крупных достижений в своих сферах деятельности и влияющих на принятие ключевых решений в социальной, экономической, политической,  технологической, военной, культурной и других областях. 

Члены этой прослойки:

1) берут на себя ответственность за сохранение благополучия и стабильности общества, т.е. за значительное число других людей, 
2) могут брать на себя задачу поиска новых путей развития общества.

Это небольшая часть социальной структуры, воспринимающая себя в контексте целого и с этих позиций оценивающая свою деятельность.

Приведём несколько поясняющих примеров. Человек, занимающий высокий пост в государственной, научной или другой иерархии, может не принадлежать к элите, если он утратил авторитет среди своего профессионального сообщества или не имеет достаточно «степеней свободы», чтобы принимать самостоятельные решения, или в своей деятельности следует «локальным», личным интересам, жертвуя интересами собственной иерархии или общества. С другой стороны, журналист или исследователь, не занимающий формально высоких постов, может принадлежать к элите.

Следует отметить, что одной из причин высокой стабильности социальных сообществ развитых капиталистических стран является эффективная система подготовки и формирования элиты и развитые социальные механизмы инкорпорации в её состав части граждан, добившихся выдающихся успехов в своей деятельности.

Следует обратить внимание на то, что принадлежность к элите может не соотноситься с богатством человека и его общественным статусом. Скорее, напротив, в стабильных благополучных обществах в элиту входят люди, объединенные идеей служения чему-либо, что они ставят выше себя. Множество классических примеров этого даёт русская история. До тех пор, пока принадлежность к дворянству была неразрывно связана со службой отечеству, часто военной, этот класс, а с ним и общество, находились в стабильном активном состоянии. Характерный пример такого отношения к своей судьбе дают известные строки Д. Давыдова:

«Я рождён для службы царской и для жизни кочевой. 
Сабля, водка, конь гусарский, - вот удел мой золотой!»

Можно сказать, что в общественном сознании при оценке человека, наряду с «первой переменной» (богатством, карьерой и т.д.), должна быть не менее важная вторая - честь, достойное следование неписанному кодексу поведения, императив «служения».

Михаил Лермонтов, распространяя стихотворение «На смерть поэта», терял в карьере, но очень много приобретал по этой второй переменной. Определяющее влияние этой «нравственной переменной», элиты на общественное сознание, генетический код всей нации, проявляются ясно в годы тяжёлых испытаний. Характерные примеры - Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война.

Когда принадлежность к элите перестаёт быть связана со служением, а оказывается наиболее простым путем получения богатства, привилегий, влияния, бесконтрольной власти, то возникает кризисная ситуация, и тогда появляются новые социальные структуры, начинающие играть роль элиты, происходит «раскол верхов» (восстание декабристов, уничтожение одной части элиты другой или иные, более мягкие, варианты противостояния), происходят принципиальные изменения в жизни общества. Обычно это бывает связано со стадией «пассионарного надлома» в жизни общества, по терминологии Л.Н. Гумилёва.

Принципиальная роль высоких нравственных и профессиональных стандартов, вырабатываемых элитой, и необходимость передачи их другим слоям общества были осознаны и в Англии в XIX в. Освоение и управление заморскими колониями потребовало подготовки людей, способных действовать в ситуации «в одиночку во враждебном окружении». Это привело к быстрому развитию сферы элитарного образования, готовящего человека, «умевшего опору отыскать в себе самом».

Поэтому роль элитарного образования в сфере передачи «генетического кода нации» исключительно важна для судеб страны. Замена здесь высоких целей и ключевых императивов развития страны расхожими «общечеловеческими ценностями» или другими доктринами «общего пользования», подмена ярких самобытных личностей посредственными функционерами чреваты весьма тяжёлыми последствиями. Общество с такой элитой легко может оказаться в плену «этнических химер», ложных целей, несбыточных иллюзий».

Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Синергетика и прогнозы будущего, М., «Наука», 1997 г., с.176-178.

 

 

Оценка результатов / достижений Специалистов от «мирового уровня»