Критика Библии по Баруху Спинозе

Барух Спиноза, боясь преследований. анонимно опубликовал: Теолого-политический трактат / Tractatus Theologico-Politicus.

Здесь автор … доказывает, что бог Библии и Талмуда - плод фантазии тёмных и необразованных людей, неспособных разумно познать могущество и законы природы.

В совершенстве зная библейские тексты, Спиноза на их основе опроверг тезис раввинов об изначальности иудейского монотеизма. Философ показал, что евреи в древности, как и все народы, были язычниками и имели о боге, как он выражается, заурядные мнения.

Так, Адам - первый, кому бог, по утверждению богословов, открылся, - не знал, что бог всеведущ; Адам спрятался от бога, услышав его шаги и голос, и бог не знал, где Адам находится. Так называемый первый патриарх Авраам тоже не знал, что бог вездесущ и предвидит все вещи. Ведь как только Авраам услыхал приговор над содомлянами, он попросил бога не приводить его в исполнение, ибо может быть обретаются пятьдесят праведников в том городе (Бытие XVIII, 24). Кроме того, Авраам полагал, будто бог передвигается, обладает слухом и пр. (Бытие XVIII, 21). Другой ветхозаветный патриарх, Яков (Бытие XXXV, 2-3), признаёт, что каждая страна имеет своих богов. Царь Давид (1-я кн. Царей XXVI, 19) жалуется на то, что в изгнании он не может участвовать в наследии Яхве и вынужден служить чужим богам. Пророк Иона бежит в Фарсис, где освобождается от божественного могущества Яхве. Наконец, - пишет Спиноза, - Моисей верил, что это существо, или бог, имеет свое местожительство в небесах (см. Второзаконие XXXIII, 26); каковое мнение было самым распространенным среди язычников. […]

До Спинозы Библию неоднократно исследовали. Её трактовали талмудисты, комментировали раввины, истолковывали философы средневековья. Одни из них, по выражению Спинозы, пытались разум приспособить к Библии, другие, наоборот, стремились Библию приноровить к разуму. Первых он именует догматиками, вторых - скептиками. Догматики во всём, в любом библейском знаке находили великую тайну, сокровенный смысл божественного откровения.

Скептики всё бессмысленное, фантастическое, нелогичное пытались разумно объяснить, усматривая в синайском откровении символический образ или аллегорию. Догматики открыто защищали точку зрения талмудистов и отцов церкви, скептики, используя древнегреческую идеалистическую философию, стремились с её помощью спасти религиозный догмат богооткровенности Библии.

Спинозовская оценка этих исследователей сводится к следующему: и те и другие говорят нелепости, но одни без разума, а другие с разумом.

Наличие многочисленных разноречий, ошибок и неувязок в Библии служители культа, в частности талмудисты, пытаются объяснить путём различных казуистических толкований. Спиноза разоблачал и эти приёмы. Очень многие, - писал он, - не допускают, чтобы в... содержание Библии вкралась какая-нибудь погрешность, но утверждают, что бог в силу какого-то особенного предусмотрения сохранил неповрежденной всю Библию; различные же чтения, по их словам, суть знаки глубочайших тайн... утверждают даже, что в самих значках над буквами содержатся большие тайны. Положительно не знаю, говорят ли они это по глупости и набожности, свойственной старым бабам, или же вследствие высокомерия, и порочности, - чтобы их одних считали обладателями тайн божьих.

Беленький М.С., Что такое Талмуд, М., "Наука", 1970 г., с. 154-156.