Ошибки и формы систематизации законодательства по Иеремии Бентаму

Иеремия Бентам написал трактат «Номография», который был опубликован после его смерти в 1843 году. «Номографией» он называл форму выражения законодательства.

«Недостатки, присущие выражению и методу как форме законодательства, по мнению Бентама, могут быть разделены на два рода. Недостатки первого рода вредят самой цели рассуждения,  затемняют самую законодательную мысль.

Их можно свести в три категории:

1) Двусмысленность, когда из употреблённого выражения можно сделать выводы в  различных направлениях, причём неизвестно, какое из этих направлений  соответствует действительной мысли законодателя.

2) Темнота, когда употребленное выражение, по крайней мере, для настоящего времени, не  приводит ни к какому выводу о том, какую мысль желал выразить законодатель.

3) Громоздкость - т. е. такое чрезмерное нагромождение выражений, при  котором теряется для ума возможность охватить их единым пониманием.

Недостатки второго рода являются производными, зависящими от перечисленных  недостатков первого рода. Их Бентам насчитывает семь:

1) Непостоянство в отношении выражений, когда для обозначения одного и того же употребляются  различные слова или фразы.

2) Непостоянство в отношении смысла, когда одно  и то же слово или фраза употребляются в различных случаях в различных  смыслах.

3) Многословие, когда известная часть слов, без ущерба для смысла,  т. е. для точности, полноты и общепонятности, может быть опущена или простая  фраза может быть поставлена вместо более сложной.

4) Растянутость, когда  законодательная мысль выражена в столь протяжённой форме, что человеческий  разум не в состоянии удержать все связанные между собой в одном предложении  части законодательной мысли.

5) Стеснение, когда положения, различные по  существу, искусственно введены в состав одного грамматического предложения.

6) Отсутствие вспомогательных указаний, каковыми являются: разделение  большого закона на части умеренной величины, означение этих частей цифрами и  заголовками, ссылка на предшествующие части вместо повторных определений.

7) Беспорядочность, которая может получаться:
а) вследствие неправильного  размещения отдельных предметов, причём в один отдел включаются предметы,  требующие раз дельного рассмотрения;
б) вследствие помещения на значительном  расстоянии друг от друга положений, которые для ясности и точности  понимания должны были бы стоять рядом друг с другом или поблизости, или  обратно - помещение рядом положений, чуждых друг другу;
в) вследствие  помещения одной статьи ранее, чем другая, которая для ясности должна была бы  предшествовать первой.

Каждый из перечисленных недостатков важен не сам по себе, а лишь постольку, поскольку он способствует появлению недостатков  первого рода двусмысленности, неясности и громоздкости.

Бентам выясняет  очень подробно эту связь их. Мы оставляем в стороне подробную характеристику  перечисленных недостатков и оценку английского законодательства с этой точки  зрения и переходим к тем средствам устранения этих недостатков, которые  рекомендуются Бентамом.

Двусмысленность может заключаться прежде всего in terminis или in vocabulo  [в названии, в наименовании]; она устраняется изменением термина или точным  указанием его значения в данном случае. Все сомнительные термины должны быть  заменяемы описанием. Далее, она может быть in propositionei или in contextu  и, наконец, in situ т. е. ex prava collocatione. Последний вид двусмысленности устраняется или включением в со став постановления соответственных оговорок, а если их много, то лучше сначала перечислить оговорки, а затем изложить правило.

Громоздкость законодательства устраняется посредством надлежащей  классификации и разделения на части. При этом должны быть соблюдаемы  следующие правила:
а) правило распределения, по которому всё, относящееся к  известной цели, должно быть помещено вместе;
б) правило чистоты, вытекающее  из принципа - nil alienum, по которому из соответственной рубрики  устраняется всё лишнее;
в) правило полноты, основанное на положении  unicunque totum;
г) правило конечной чистоты, покоящееся на начале nil  praematerium т. е. законодатель, обрисовывая известный класс, должен иметь в  виду его действительный состав, а не возможные изменения его в будущем.

Означение класса, к которому относится закон, должно быть особенно точным и  постоянным. Оно должно прежде всего следовать правилу eadem natura - eadem  nomenclatura. Если об этом классе в законе делаются частые упоминания, то  вместо повторения сложных перечислений этот класс удобнее назвать известным  термином, точное содержание которого должно быть заранее определено -  definitio semel.

Удобнее всего прилагать к кодексу указатель таких созданных  законодателем обозначений. Если несколько отдельных постановлений имеют  однородный объект и направлены к одной и той же цели, то вместо перечня их  следует выяснить их родовой характер и слить отдельные положения в общее -  nomen genericum cum specificis. Вместо создания искусственных и громоздких  слов лучше пользоваться народными словами, причём если последние  неопределенны, то можно дать им аутентическое толкование, nomen vulgare cum  synonymo authentico, что именно должно быть в них включаемо».

Люблинский П.И., Техника, толкование и казуистика уголовного кодекса, М., «Зерцало» 2004 г., с. 2-4.