Юродивый / блаженный как генератор новых возможностей…

«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, 
как написано: уловляет мудрых в лукавстве их…»

Библия, Первое послание апостола Павла к Коринфянам

 

Считается, что юродивые, как явление, появились в среде восточного монашества в 4-5 веках. Первой описанной юродивой считается святая Исидора, умершая примерно в 365 году. (Строго говоря, ещё пророки, описанные в ветхом Завете, вели себя как юродивые – так, пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осаждённый Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по велению Бога, на коровьем помёте…)

Для юродивых характерно: отказ от удобств и благ мирской жизни, «изничтожение личной гордыни», прорицание в безумных образах, обличение грешников, смиренное приятие публичных унижений и побоев и т.п.

В России юродивые (блаженные) почитались в общественном мнении «Божьими людьми», им дозволялось - в том числе и сильным мира сего - «резать правду-мать». В Русской православной церкви почитают 36 юродивых.

Наиболее известны отечественные юродивые: монах Киево-Печерского монастыря Исаакий (XI век), в Москве - Василий Блаженный (XVI век). При Петре I многие из многие из юродивых были высланы из крупных городов в монастыри.

В католической церкви наиболее известными святыми, которые совершали подвиг юродства, считаются: Франциск Ассизский и Бенуа Жозеф Лабре.

Часть авторов, исследовавших это вопрос, акцентирует, что для юродивых характерно лишь «внешнее безумие (бесноватость)», другие считают, что здесь часто имеют место неизображаемые, а вполне реальные психические отклонения…

 

«Юродивый - средневековый человек, одновременно как бы принадлежащий двум культурам; официальной, христианской, церковной культуре, исполненной величия, пафоса и серьезности (в православном мире в особенности), и культуре народной, площадной, смеховой, уходящей корнями своими в глубины родового сознания, во времена язычества. Мало того, место юродивого в средневековом обществе явно медитативно, то есть полностью не принадлежа ни одной из этих культур, он соединяет их, разделяет и определяет их отношения. Он посредник, занимающий по отношению к этим культурам положение включённости / вненаходимости, А.М. Панченко писал: «Юродивый балансирует на грани между смешным и серьёзным, олицетворяя собою трагический вариант «смехового мира». Юродство - как бы «третий мир» древнерусской культуры» Это очень хорошо понимал А.С. Пушкин. Персонаж его трагедии «Борис Годунов», юродивый Николка Железный Колпак, может бродить повсюду, однако, выйдя из церкви на площадь, он занимает место на земле, рядом с папертью. Сесть на паперть для него означает причислить себя к самой низкой категории людей официальной культуры - нищим, всегдашним врагам юродивого. Сесть непосредственно на территории площади означает уподобиться скоморохам, носителям и квинтэссенции народной смеховой культуры, всегдашнему объекту его проклятий, агрессии и осмеянии. Юродивый занимает акцентирование пограничное место между теми и другими, между серьёзностью и безудержным смехом, между церковью и площадью, между властью и народом, между сакральностью и профанностью, между официозом и комплексом языческих смеховых традиций, между абсолютной нормальностью и разыгрываемым театрализованным сумасшествием, безумием. […] «Слово» юродивого очень редко было прямым, информативным, чётко и однозначно выражавшим понятийно-смысловую сторону сообщения».

Агранович С.З., Березин С.В., Homo amphibolos: человек двусмысленный. Археология сознания, Самара, «Бахрах-М», 2005 г., с. 261-263.  

 

С позиции теории принятий решений, очевидно, что в многочисленных (!) «ненормальных» поступках и словах юродивого при желании можно увидеть / услышать «подсказку» для решения…