История университетов Европы в XIII веке по К.А. Свасьяну

«В 1200 году Филипп-Август ратифицирует Парижский университет; в том же году основывается университет в Кэмбридже.

Резонанс неудержимый: Оксфорд  (1220), Саламанка (1217), Монпелье (1220, сначала медицинский факультет, а с  1289-го университет), Падуя (1222), Неаполь (1224), Тулуза (1229), Сиена  (после (1250); с XIV века и дальше темпы удваиваются и утраиваются.

Миг  рождения равен борьбе за самоутверждение: против церкви, против светской  власти; ещё с колыбели этот Геракл вынужден бороться с опутывающими его  змеями duplicis potestatis, двойной власти, претендуя на роль третьей.  Юридически клерк ещё в ведении церкви, фактически он уже раскрепощён.  Церковь тщится во что бы то ни стало приручить этого «мальчишку»; в ход  пускаются все соблазны, вплоть до бесплатного обучения бедных, разрешённого  Латеранским собором в 1179 году.

Scolasticus (позже канцлер), уполномоченный  епископом, осуществляет надзор над преподаванием. Университеты противятся  этому, и уже в 1213 году Парижскому университету удаётся приобрести право  лицензии. Шесть лет спустя здесь же канцлер вообще отстраняется от дел;  предлогом к снятию служит его попытка воспротивиться поступлению в  университет нищенствующей братии. Не менее напряжённой выглядит ситуация и с  противоположного конца. В 1229 году имеют место кровавые стычки между  студентами и королевской полицией; деятельность университета прекращается  почти на два года. В 1231 году Людовик Святой и Бланка Кастильская вынуждены  в торжественной обстановке провозгласить независимость университета. Картина  типична для всех городов.

Оксфорд открывает военные действия против короля  (Иоанна Безземельного) ещё с 1214 года, стало быть, на год опережая  подписание Великой хартии; конфликт возобновляется в последующих годах  (1232, 1238, 1240), пока, наконец, королевская власть в лице Генриха III,  испугавшегося возможного альянса «учёных» с оппозиционной партией Симона де  Монфор, не сдает позиций.

Любопытно наблюдать политическую подоплеку  этой игры; обе воюющие стороны, как папство, так и императорская власть,  одинаково используют «университет» в качестве козыря; уступки в ряде случаев  преследуют чисто тактические цели. Такова, в частности, знаменитая булла  Parens scientiarum 1231 года, которою папа Григорий IX дарует Парижскому  университету статус независимости, вынуждая короля и его мать уступить  давлению со стороны непокорных клерков; папа Иннокентий IV защищает Оксфорд  от Генриха III. Светская власть, в свою очередь, не остаётся в долгу; в смертельной схватке с Римом Фридрих II Гогенштауфен, основавший Неаполитанский университет, окружён цветом интеллигенции, предвосхищающей уже будущие разоблачения Лоренцо Валлы и гуманистов. Церковь всё-таки обнаруживает большую гибкость; тщетность усилий извне  отрегулировать поведение университетов сполна компенсируется изнутри, путем  формирования «профессуры» силами орденов, доминиканского и францисканского;  с 1232 года в ведении первого оказывается «по совместительству» и  инквизиция. […]

Европейский studiosus врывается в пространство истории с бесцеремонной перчаткой вызова;  неисправимый собственник ума, он готов сражаться за этот свой ум до  последнего. Вслед за Эриугеной он убеждён, что путь в Царство Небесное лежит  через философию, и вслед за Абеляром повторяет он, что нельзя верить в то,  что предварительно не понято нами. Политически, конфессионально он может  быть кем угодно, но как «учёный» он должен исповедовать независимость.  […]

Но преподавать повсюду, значит повсюду и учиться. Факультет артистов Парижского  университета (из которого позже выросла «Сорбонна») предусматривал наличие  четырех наций. Статус Флорентийского университета за 1387 год предоставлял  иностранным студентам возможность обучения даже в том случае, если их страна  воевала со страной, где они обучались. В некоторых итальянских университетах  (Перуза, Падуя, Флоренция) обязательным было присутствие иностранных  преподавателей. Выпячивать собственную национальность можно было где угодно;  в университетской атмосфере это было просто неприлично. […] Филологические тренировки с неизбежностью провоцировали философские «чемпионаты»; одуревший от бесконечных объяснений текстов, отводов возражений, проверок источников и толкований комментариев рассудок по инерции отдавался  «диспутациям», демонстрируя виртуозность по части «о-чём-угодно». Всё решал  спор - уже Петрарка не находит для Парижа иного эпитета, как «спорящий»  (contentiosa Parisios); спорили часами, до изнеможения, как гладиаторы,  бряцая острословием и протыкая пустоты.

Сохранились жалобы современников. Этьен де Турне: «Спорят публично, насилуя священные установления, таинства Божественности, воплощения Слова: Неделимая Троица раскромсана вдоль и поперёк. Сколько докторов, столько ошибок, сколько аудиторий, столько  скандалов, сколько общественных мест, столько богохульств».

«О-чём-угодно» вырождалось во «что угодно» и «как угодно»; задавалась тема:  голова сидит на плечах; нужно было доказать, что она сидит «где угодно»,  только не на плечах. «О Иисус! - воскликнул однажды в сердцах сходящий с  кафедры «чемпион». - Как я возвеличил твой закон. Однако, если бы лукаво  захотел я его опрокинуть, я представил бы доводы ещё более убедительные»

Свасьян К.А., Становление европейской науки, М., «Evidentis», 2002 г., с. 108-113.