Портрет в портрете Карло Дольчи

«В 1674 г. Карло Дольчи создал удивительную вещь  - «Двойной автопортрет».

С холста на нас торжественно глядит богато одетый, благородно-осанистый художник, почти величавый, почти похожий на людей, изображенных на ренессансных портретах, хотя и без магической сопричастности чему-то высшему, которая была им более или менее присуща.

Всё дело, однако, в том, что художник держит в руках рисунок, хорошо видный зрителям, где он показал себя ещё раз, теперь в одежде скромного ремесленника, слегка карикатурно, с очками, забавно наползающими на нос.

Вместо парадной внушительности - жанровая наблюдательность, вместо тяжёлого масла  заученной композиции - лёгкий штрих наброска.

То, что портрет в портрете - это словно бы графика в живописи, различие двух техник и методов подхода к натуре, - довершает парадоксальный замысел.

Картина иронически расщепляется изнутри, распадается, не выдерживая страшного давления вставленного в неё маленького эскиза, правдивого и небрежно-усмешливого».

Баткин Л.М., Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления, М., «Наука», 1978 г., с. 120.