Использование вопросов: «Ради чего?» в студии / театре Е.Б. Вахтангова

Е.Б. Вахтангов, по свидетельству его биографа, говорил ученикам:

«Если б вы знали, как вы богаты! Если б вы знали, каким счастьем в жизни вы обладаете! И если б знали, как вы расточительны! Всегда ценишь тогда, когда потеряешь... То, чего люди добиваются годами, то, на что тратится жизнь, есть у вас: у вас есть ваш угол, - говорил им Евгений Богратионович. - Подумайте, чем наполняете вы тот час, в который вы бываете вместе, хотя и условились именно в этот час сходиться для радостей, сходиться для того, чтобы почувствовать себя объединенными в одном общем для всех стремлении... Много ли таких богатых и счастливых? Богатых тем, что объединились одним желанием. Счастливых тем, что стремление объединиться для одной, общей для всех цели осуществилось... Оглядываешься, и становится страшно: что же делал все эти дни моей жизни? Что вышло главным? Чему я отдал лучшие часы дней моих? Ведь я не то делал, не того хотел... Ах, если бы можно было вернуть! Как бы я прожил, как бы хорошо использовал часы земного существования! У вас есть возможность не сказать этих слов. Поздних и горьких.

Принимаясь за ту или иную пьесу, Вахтангов спрашивает: «ради чего» мы её будем ставить? И далее:

- Ради чего я играю в пьесе свою роль?

- Ради чего существует студия?

- Ради чего существует театр?

- Ради чего существует искусство? И т. д. Но его ответы чаще всего сводятся к одному:

- Театр существует ради праздника добрых чувств, возбуждаемых со сцены у зрителя. Цель искусства - заставить людей быть внимательными друг к другу, смягчать сердца, облагораживать нравы.

И только?

В этом он повторяет проповедничество Сулержицкого (он был толстовец – Прим. И.Л. Викентьева).

И, видимо, он ещё не отдаёт себе до конца отчёта в гораздо более широком объективном значении, какое имеет его личное творчество, хотя бы на сцене Первой студии, творчество социально-критическое, идущее вразрез с духом сентиментального примирения, с проповедью непротивления злу насилием».

Херсонский Х., Вахтангов, М., «Молодая гвардия», 1963 г., с.182-183.

 


Сверхзадача по К.С. Станиславскому