Правила изобретения речи по М.В. Ломоносову

«§ 3 Изобретение риторическое есть собранние разных идей, пристойных предлагаемой материи. Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем: например, мы имеем идею о часах, когда их самих или вид оных без них в уме изображаем; также имеем идею о движении, когда видим или на мысль приводим вещь, место свое беспрестанно переменяющую.

§ 4 Идеи суть простые или сложенные. Простые состоят из одного представления, сложенные из двух или многих, между собою соединенных и совершенный разум имеющих. Ночь, представленная в уме, есть простая идея, но когда себе представишь, что ночью люди после трудов покоятся, тогда будет уже сложенная идея, для того что соединятся опять идеи, то есть о дне, о ночи, о людях, о трудах и о покое.

§ 5 Все идеи изобретены бывают из общих мест риторических, которые суть: 1) род и вид. 2) целое и части, 3) свойства материальные, 4) свойства жизненные, 5) имя, 6) действия и страдания, 7) место, 8) время, 9) происхождение, 10) причина, 11) предыдущее и последующее, 12) признаки, 13) обстоятельства, 14) подобия, 15) противные и несходные вещи, 16) уравнения […]

§ 23 Сочинитель слова тем обильнейшими изобретениями оное обогатить может, чем быстрейшую имеет силу совображения, которая есть душевное дарование с одною вещию, в уме представленною, купно воображать другие, как-нибудь с нею сопряженные, например: когда, представив в уме корабль, с ним воображаем купно и море, по которому он плавает, с морем - бурю, с бурею - волны, с волнами - шум в берегах, с берегами - камни и так далее. Сие всё действуем силою совображения, которая, будучи соединена с рассуждением, называется остроумие.

§ 24 Отсюду видно, что чрез силу совображения из одной простой идеи расплодиться могут многие, а чем оных больше, тем и в сочинении слова больше будет изобилия. Сие душевное дарование хотя многие имеют от природы велико, однако оно не всегда и не во всяком случае надежно, для того в споможение оного должно здесь предложить некоторые правила.

§ 25 Материя, сочинителю слова данная, обыкновенно бывает сложенная идея, которая называется тема. Простые идеи, из которых она составляется, называются терминами. Например, сия тема: неусыпный труд препятства преодолевает имеет в себе четыре термина: неусыпность, труд, препятства и преодоление. Предлоги и другие вспомогательные части слова за термины не почитаются.

§ 26 От терминов темы произведены быть могут чрез силу совображения (по § 23 и 24) многие простые идеи, которые мы разделяем на первые, вторичные и третичные. Первыми называем те, которые от терминов темы непосредственно происходят, вторичными, которые от первых, третичными, которые от вторичных идей рождаются. Например, в предложенной (§ 25) теме неусыпность есть термин, от которого рождаются непосредственно первые идеи: 1) утро, в которое неусыпный человек рано встаёт; 2) вечер и ночь, в которые он не спя в трудах упражняется. Вторичные идеи, которые от первой - утро - происходят, суть: заря, скрывающиеся звезды, восходящее солнце, пение птиц и прочая. Третичные идеи, которые от вторичной - заря - рождаются суть: багряный цвет, сходство с некоторою округлою дверью и прочая.

§ 27 Чтобы в собирании первых, вторичных и третичных идей не по одной совображения силе поступать, для того должно наблюдать следующие правила: 1) все термины, которые тема в себе имеет, написать особливо; 2) к каждому термину приискать первые идеи из мест риторических и приписывать к ним особливо одну от другой в нарочитом расстоянии, чтобы вторичным и третичным места остались; 3) к первым идеям приискивать и приписывать вторичные, к вторичным, ежели надобно, третичные из тех же мест; 4) ежели которое место в рассуждении какого термина неплодно, то можно миновать, как в неусыпности материальные свойства и знаменование имени; 5) должно смотреть, чтобы приисканные идеи приличны были к самой теме, однако не надлежит всегда тех отбрасывать, которые кажутся от темы далековаты, ибо оне иногда, будучи сопряжены по правилам следующий главы, могут составить изрядные и к теме приличные сложенные идеи. Для лучшего изъяснения сих правил предлагаем в пример вышепомянутую тему: неусыпный труд препятства преодолевает с изысканием и присовокуплением к каждому термину идей первых и вторичных из мест риторических. Третичные ради краткости оставляются.

§ 28 К  первому  термину - неусыпность - первые  идеи присовокупляются: 1) от жизненных свойств -  надежда о воздаянии, послушание к начальникам, подражание товарищам, богатство, которого неусыпный желает, или честь, которая его побуждает, 2) от времени - утро, вечер, день, ночь, 3) от подобия - течение реки, которому неусыпность подобна, 4) от противного - леность, 5) от несходственного - гульба. Ко второму термину - труд - первые идеи прилагаются:

1) от жизненных дарований - сила, 2) от действия - начало, средина и конец труда; 3) от последующего - пот, упокоение; 4) от подобия - трудолюбие пчел. К третиему термину - препятства:

1) от жизненных свойств - страх, 2) от времени - зима, война, 3) от места - горы, пустыни, моря. К четвертому термину - преодоление:

1) от жизненных свойств - радость, 2) от предыдущих - воспоминание прежних трудностей.

§ 29 К сим первым идеям присовокупляются вторичные - к надежде: 1) от рода и вида другие страсти, как любовь, желание; 2) от действия - ободрение; 3) от последующего - исполнение; 4) от противных - отчаяние; 5) от подобия - сон.

К богатству: 1) от частей - золото, камни дорогие, домы, сады, слуги и прочая, 2) от знаменования имени - что от слова бог происходит, 3) от действия -  что друзей много достает, 4) от происхождения - что от своих трудов происходит, 5) от противных -  убожество.

К чести: 1) от действия - свободный доступ к знатным, 2) от жизненных свойств -  власть, похвала.

К утру: 1) от действия - возбужденно людей, скрытие звезд, 2) от частей - заря, восхождение солнца, 3) от обстоятельств - пение птиц.

К вечеру: 1) от свойств материальных -  темнота, холод, 2) от обстоятельств - роса, звери, из нор выходящие.

Ко дню: 1) от материальных свойств - теплота, свет, 2) от обстоятельств - шум, взирание на праздных.

К ночи: 1) от жизненных свойств - дремота, 2) от обстоятельств - молчание, луна, звезды.

К течению реки: 1) от свойств материальных - быстрина, жидкость, прозрачность 2) от содержимого - берега, от содержащего -  суда, рыбы, 3) от действия - омытие, напоение.

К гульбе: 1) от жизненных свойств - веселие, 2) от времени - весна, ясные дни, 3) от места - сады, луга, 4) от обстоятельств - игры, свидание с приятельми.

К силе: от уравнения - Сампсон, Геркулес.

К пчёлам: от действия - летание по цветам, собирание меду.

К страху: 1) от материальных свойств - бледность, трясение членов, 2) от подобия - трепещущиеся листы в осень от бури.

К зиме: 1) от свойств материальных - снег, мороз, град, 2) от действия - дерева, лишенные листов и плодов, 3) от происхождения - отдаление солнца.

К войне: 1) от свойств жизненных - лютость неприятелей, 2) от действия - инструменты, мечи, копья, огонь, разорения, 3) от следующих - слезы разорённых.

К горам: 1) от свойств материальных - вышина, крутизна, расселины, пещеры, 2) от обстоятельств - ядовитые гады, животные, которые в горах бывают.

К пустыням: 1) от частей - лесы, болота, пески, 2) от жизненных свойств - скука, 3) от обстоятельств - разбойники, звери.

К морям: 1) от действия -  непостоянство, волнение, 2) от места содержащего - камни, пучины.

К радости: 1) от действия -  восклицания, плескания, 2) от подобия - прохлаждение после зноя.

К воспоминанию: от обстоятельств - извещение приятелям и увеселение оных, печаль недругов и зависть».

Ломоносов М.В., О изобретении / Избранная проза, М., «Советская Россия», 1986 г., с. 349 и 354-357.