Тенденции развития культуры и антикультуры по И.В. Бестужеву-Ладе

И.В. Бестужев-Лада предложил гипотезу развития европейской культуры в XIX-XXI веках:

«… во второй половине XIX в. расплодилось слишком много корифеев (в кавычках и без) - по сравнению с первой половиной, не говоря уж о временах предшествующих.

И у большинства из них исчезла малейшая надежда пробиться к своему читателю, зрителю, слушателю иначе как скандалом. Вот тогда-то и начались та самая «эстетизация пороков», то самое «заигрывание со злом», которые составили суть Декаданса и определили скатывание от Золотого века к Серебряному. Но милые шалости наших прадедов оказались сущими бодлеровскими цветочками (зла) по сравнению с генримиллеровскими тропикраковскими ягодками Бронзового века. В свою очередь любой Барков минувших времен сгорел бы со стыда, читая, смотря и слыша то, что натворили его выродки в Железном веке.

Иными словами, если во времена до Золотого века (включительно) культура чётко разделялась по образу экономики на собственно культуру и «теневую», которую точнее было бы именовать антикультурой по её разрушительному воздействию на человечество, то в Серебряном веке эта грань стала стираться, в Бронзовом исчезла совсем, а Железный явил собой поистине триумфальное шествие антикультуры, которая успешно загоняет в «тень» собственно культуру.

Какой из вариантов объяснения вам больше нравится? И если никакой, то, может быть, предложите свой собственный? В том числе прямо противоположный - восхождение от шекспировско-пушкинских примитивов к более тонким материям Декаданса и далее к монбланам соцкапреализма и эверестам сегодняшнего видеоклиповизма?..».

Бестужев-Лада И.В., Искусство ХХ века: агония или родовые муки?, в Сб.: Философия наивности / Сост.: А.С. Мигунов,  М., Изд-во МГУ, 2001 г., с. 18.