Формирование музыкальных способностей у юного Густава Малера

«Это был странный ребёнок, удивлявший взрослых склонностью уходить в себя и не замечать окружающего. Однажды отец, гуляя с ним в лесу, посадил сына на пень и, чем-то отвлечённый, оставил его на несколько часов. Когда он вернулся, Густав продолжал сидеть в той же позе, погружённый в созерцание ему одному доступного мира.

Пробуждать его от этой задумчивости обычно могла лишь музыка, в изобилии лившаяся с улиц Иглавы. Иглава была небольшим провинциальным городом, с гимназией, театром, ярмарками, суконными фабриками и парком в центре. Её населяли австрийцы и чехи. Улицы Иглавы были тем огромным миром, который окружал Малера-ребёнка, когда он переступал порог дома, и жизнь этих улиц навсегда оставила неизгладимый след в его воображении. К отцу в лавку приходило множество простого народу, здесь постоянно звучал оживлённый чешский и немецкий говор, песни, бесхитростные грубоватые шутки.

Рядом была казарма, и Густав с раннего детства привык прислушиваться к военным сигналам, отмеряющим солдатам время. Часто под бравые звуки духового оркестра солдаты проходили по улице, окружённые шумной толпой. Эти впечатления дали первый толчок музыкальным способностям Густава, проявившимся необычайно рано. Уже в четырёхлетнем возрасте он с увлечением наигрывал на губной гармошке марши и песни, услышанные на улице, и знал немало народных напевов. Как-то, когда ему было шесть лет, в доме бабушки его нашли у старого фортепиано, где он пытался освоиться с инструментом. Родители начали обучать Густава игре на рояле. Он делал большие успехи. Ещё раньше мальчик начал сочинять музыку сам. В  восьмилетнем возрасте он уже рискнул испробовать себя на педагогическом поприще. Это было первое столкновение Густава с посредственностью, в котором сказался весь будущий Малер. Непонятливость семилетнего ученика привела педагога в такое бешенство, что он поколотил своего подопечного; уроки пришлось прекратить.

За время обучения в гимназии Густав не выказал большого интереса к предметам; на занятиях его отличала постоянная рассеянность. Всю его душу поглощали музыка и книги. Это было совершенно ясно и для родителей, которые уже начали задумываться над будущим своего старшего сына, так мало подходившего для того, чтобы принять участие в отцовском «деле». Решительный шаг был сделан в 1875 году - Бернгард отвез сына в Вену к профессору Ю. Эпштейну: тот подтвердил огромные музыкальные способности Густава и направил его в консерваторию.

Шесть лет в столице Австрии были решающими в формировании Малера-музыканта и Малера-человека. Именно Вена с её традициями и «повышенной музыкальной температурой» воспитала в нём артиста. Вена на всю жизнь определила круг его духовных интересов - необычно широкий. Наконец, Вена научила его терпеть нужду и зарабатывать себе на хлеб. Отныне Вена стала для Малера второй родиной, которая, как магнит, притягивала его к себе в те долгие годы, когда он  вынужден был жить вдали от неё».

Барсова И.А., Густав Малер. Личность, мировоззрение, творчество, в Сб.: Густав Малер: Письма. Воспоминания / Сост.: И.А. Барсова, М., «Музыка», 1968 г., с.14-15.