Литературный приём остранения, выявленный В.Б. Шкловским

В.Б. Шкловский написал программную статью: Искусство как приём, которая впервые была опубликована в  издании: Сборники по теории поэтического языка, Выпуск II, Пг., 1917 г., где он указывал:

«Приём остранения у Л. Толстого состоит в том, что он не называет вещь её именем, а описывает её как в первый раз виденную, а случай - как в первый раз происшедший, причем он употребляет в описании вещи не те названия её частей, которые приняты, а называет их так, как называются соответственные части в других вещах».

 Позже автор термина признавался:

«И я тогда создал термин «остранение»; и так как уже могу сегодня признаваться в том, что делал грамматические ошибки, то я написал одно «н». Надо «странный» было написать. Так оно и пошло с одним «н» и, как собака с отрезанным ухом, бегает по миру. […]

Толстой описывает Бородино не с точки зрения военнокомандующего, а с точки зрения Пьера Безухова, который как будто ничего не понимает в военном деле; военный совет Толстой описывает глазом девчонки, которая смотрит на этих генералов, сверху, с печи, - как на спорящих мужиков, и она сочувствует Кутузову. Толстой как бы не доверяет специалистам».

Шкловский В.Б., О теории прозы, М., «Советский писатель», 1983 г., с. 73 и 74.

 

Я должен сказать, что число подобных литературных приёмов исчисляется сотнями…