Организация труда учёного по К.Э. Циолковскому

«Циолковский минуту подумал, потом снова с жаром заговорил:

- Да, теоретические исследования иногда значат больше, чем иной эксперимент, но для того, чтобы творить, надо иметь максимум свободного от каких-либо дел времени и минимум каких-либо обязанностей. Надо быть предоставленным самому себе, своим идеям, своим работам. Надо уничтожить заседания и комиссии, которые могли бы отнять ваше время, и покончить с бумажной волокитой и бюрократией.

Творчество учёного, глубина его творчества и сила прямо пропорциональны количеству свободного времени.

Академическая рутина не должна «забивать» мозг учёного, он должен смотреть на мир, на природу своими глазами, а не глазами умерших учёных или глазами своих современников. Предоставьте учёному двигаться дальше по пути к интеллектуальному прогрессу и не одевайте на него кандалы каких-либо неотвратимых  обязанностей, которые мешают ему работать. Самостоятельность должна привести ученого к новым открытиям, которые опередят время и жизнь и лягут в основу будущей науки. Но для того, чтобы приобрести такую самостоятельность, необходимо много размышлений, а для этого необходимо иметь свободное время и обеспеченный кусок хлеба...

Учёному не надо много, но у него должна быть отдельная комната для работы, для размышлений, тихая и просторная, где бы он мог походить из угла в угол, когда ему захочется, где бы на полках лежали все необходимые ему справочники и книги. Там не должно быть ни телефона, ни радиоприёмника. Надо сделать так, чтобы никто не имел права входить к нему и прерывать его работу, даже самые близкие люди обязаны соблюдать это священное правило. Сколько замечательных идей и открытий погибло в самом начале их зарождения, будучи прерваны приходом близких в тот момент, когда эти идеи или открытия начинали оформляться.

Мозг настоящего учёного - это сокровищница не только огромного знания, но и огромных потенциальных возможностей, большая часть которых ещё не вылилась в отчётливые формы и находится в состоянии внутреннего оформления, ещё неясного самому учёному. Минимальная обеспеченность ученого и его семьи должна незыблемо охраняться государством. Только в той стране может быть истинный расцвет науки, где за учёными пожизненно закреплены средства к жизни и спокойные квартиры с достаточным количеством комнат. Эта аксиома относится только к настоящим учёным и не должна иметь никаких исключений. Человек, зарекомендовавший себя как деятель науки, имеющий печатные работы широкого охвата, должен получить от государства немедленно все необходимые условия. Нельзя заставлять учёных стоять с протянутой рукой и просить милостыню. Позор тем лицам, которые компрометируют отечественную науку в такой страшной степени».

Чижевский А.Л., На берегу Вселенной: годы дружбы с Циолковским (воспоминания), М., «Мысль», 1995 г., с. 688-689.