Одна из тайн скульптуры по Огюсту Родену

Ряд бесед с Огюстом Роденом были записаны Полем Гзеллем.   

«Однажды вечером, когда я был у Родена с ответным визитом, мы заговорились до самых сумерек.

- Разглядывали ли вы когда-нибудь античную статую при свете лампы? - внезапно спросил меня хозяин.

- Право, нет! - ответил я с легким недоумением.

- Возможно, я удивлю вас и вам покажется странной фантазией моя идея разглядывать скульптуру иначе как при дневном свете. Конечно, естественный свет позволяет полнее насладиться прекрасным творением в целом. Но подождите немного… Я хочу устроить для вас своеобразный опыт, который, несомненно, вас заинтересует... - С этими словами он зажёг лампу. Держа её в руке, он подвёл меня к мраморному торсу, укреплённому на цокольной подставке в углу мастерской.

Это была восхитительная маленькая копия античной Венеры Медицейской. Роден держал её здесь, поскольку она стимулировала его вдохновение в процессе работы.

- Приблизьтесь, - велел он.                 

Поднеся лампу совсем близко к боку статуи, он  осветил живот Венеры.

- Что вы замечаете? - спросил он. С первого взгляда я был совершенно поражён тем, что мне вдруг открылось. Боковой свет позволил мне обнаружить на мраморной поверхности многочисленные выпуклости и впадинки, о наличии которых я и не мог заподозрить. Я сообщил об этом Родену.

- Хорошо, - одобрительно заметил он. - Теперь вглядитесь как следует! - И он мягко подтолкнул подвижную платформу, на которой стояла Венера.

Во время вращения я подмечал все новые, едва уловимые неровности формы живота. То, что при первом приближении казалось простым, в действительности являлось необычайно сложным. Я сообщил скульптору мои наблюдения.

Он, улыбнувшись, кивнул.

- Не правда ли, изумительно! - повторял он. - Признайтесь, ведь вы не ожидали, что откроется столько деталей? Смотрите!.. Видите эту длинную волнообразную линию, которая очерчивает выпуклый переход от живота к бедру? Полюбуйтесь этими великолепными изгибами... А теперь взгляните на поясницу, какие дивные ямки!».  

Огюст Роден, Беседы об искусстве, СПб, «Азбука-классика», 2006 г., с. 35-36.

 


Принцип дополнительности в психологии по Нильсу Бору