Самоотвержение и служение актёров искусству по Генрику Ибсену

«… каждому, казалось бы, должно быть ясно, насколько хорошему театру необходимо не только иметь в своём распоряжении хорошие голоса, но также иметь возможность вносить драматическую жизнь в представления; последнего же невозможно добиться с помощью одних - постоянных и разовых - хористов; тут необходимо содействие артистов-художников, имеющих нужные для этого задатки - и природное дарование, и художественно-артистическое образование.

Публично выражалось мнение, будто бы для артистов унизительно оказывать хору такое содействие, а отдельный голос указал, как на верх унижения, на такой случай, когда потребуется участие в хоре артиста, в тот же вечер выступавшего в одной из «французских салонных пьес», действующими лицами в которых чаще всего являются графы и герцоги. Значит, для того лица, который в первую половину вечера исполнял роль крестьянина или просто театрального кучера, унижение будет уже не так велико? Подобная табель о рангах имеет, однако, значение лишь для лиц, имеющих весьма смутные представления о сущности искусства; само искусство её не знает вовсе.

Искусство не знает унижения, основанного на незначительности задачи. Искусство знает лишь унижение, основывающееся на том, что задача, большая или меньшая безразлично, выполнена плохо. Далее было высказано предположение, что большинство артистов формально обеспечили себя по контракту от подобной унизительной обязанности - участвовать в хоре. Пусть так; но контракт артистов с театром ведь не то же самое, что контракт работодателя с работниками...

...Негласный уговор между театром и артистом заключается в том, что артист не только предоставляет в распоряжение театра свои природные способности и благоприобретенные знания, но и пронизывает всю свою деятельность духом истинного, живого служения искусству,  которое он ставит своей единственной целью. Он должен считать честь театра своею честью, чувствовать на себе часть ответственности за деятельность театра, за его общее направление и, прежде всего, никогда не позволять себе смотреть на сцену лишь как на рамку для проявления личной виртуозности...

Уж сколько раз говорилось, что артисты - жрецы искусства. Да, так должно было бы быть. Но от жреца, истинного жреца требуется на одно жреческое красноречие: требуется ещё и дух истинного жреца. У нас недавно один пастор грозил покинуть лоно государственной церкви, если проектируемый храм не будет воздвигнут в удобной для него близости к пасторскому жилищу. Вот в таком-то смысле и только в таком, как этот пастор - пастор, наши артисты - жрецы, раз они не задумываются отказаться от того, что должно было бы быть высшим смыслом жизни, чуть только от них потребуется немножко побольше работы, побольше участия в ежедневном обиходе театра.

Некрасиво, когда с тонущего корабля первыми спускаются в лодку первые люди экипажа; в таких случаях считается нечестным заботиться прежде всего о себе и своём добре и махнуть рукой на остальное. История театра в других странах приводит глубоко трогательные черты, свидетельствующие о солидарности между артистами, о их самоотвержении в интересах художественного учреждения, с которым они были связаны, и о признательности артистов публике, вместе с которой они призваны трудиться. История нашего театра покажет итог талантов и многосторонних дарований, - итог, равный которому, пожалуй, в состоянии представить немногие другие театры; но история нашего театра окажется бедна примерами самоотвержения артистов ради идеи, чертами, указывающими на истинно живой художественный корпоративный дух, свидетельствами того, что наши артисты сознавали обязательства, возложенные на них самим призванием. В чем же причина этого?

Постараюсь наметить её вкратце. Всех других наших служителей искусства, наших живописцев, наших ваятелей, нашей бедной родине пришлось изгнать, она не могла их прокормить; путь был для них слишком узок и тернист. За границей пришлось им работать для родины и решать задачи, поставленные родиной, и тем не менее они в высшей степени оказались проникнутыми сознанием своих обязательств перед родным искусством. Ничего такого не пришлось испытать нашим художникам сцены; театры, правда, пострадали во время кризисов, но последние отозвались главным образам на театральных дирекциях, а не на артистах: во всяком случае, задели последних лишь временно. Таким образом мы смогли прокормить своих артистов, удержать их у себя, и - слава богу! Но в этом и кроется тайная причина, которую я взялся выяснить. Нашим артистам до сих пор недоставало благодати самоотвержения, а это никому не обходится даром. Для человека, служащего идее, которому закрыта возможность испытать, ради идеи, нужду или другие страдания, одним путём меньше к достижению величия...».

Генрик Ибсен, Театральный кризис / Собрание сочинений в 4-х томах, Том 4, М., «Искусство», 1958 г., с. 636-638.