Техника художественного исполнения музыки по Г.Г. Нейгаузу

«Для начала - несколько простых положений, которые разовью впоследствии:

1. Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся - будь это ребёнок, отрок или взрослый - должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить её в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом. Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу уже живёт полной жизнью музыка раньше, чем он первый раз  прикоснется к клавише или проведет смычком по струне; вот почему младенцем Моцарт «сразу» заиграл на фортепьяно и на скрипке.

2. Всякое исполнение - проблемы исполнения будут главным содержанием этих записок, - очевидно, состоит из трёх основных элементов; исполняемого (музыки), исполнителя и инструмента, посредством которого воплощается исполнение.

Лишь полное владение этими тремя элементами  (в первую очередь музыкой) может обеспечить хорошее художественное исполнение. Самым простым примером «трёхэлементности» исполнения является, естественно, исполнение фортепьянного произведения пианистом-солистом  (или сонаты для скрипки соло, виолончели и т. д.).

Эти простые вещи приходится повторять потому, что в педагогической практике чрезвычайно часты преувеличения в ту или иную сторону, отчего неизбежно страдает один из трёх элементов, особенно же (и это печальнее всего) - в сторону недооценки содержания, то есть самой музыки (как говорится, «художественного образа») с преобладающим устремлением внимания в сторону «технического» овладения инструментом.

Другое заблуждение, правда, значительно более редкое у инструменталистов и состоящее в недооценке трудности и огромности задачи полного овладения инструментом в угоду, так сказать, самой музыке, - неизбежно также приводит к несовершенной, «музыкальной», игре с налётом дилетантизма, без должного профессионализма.

3. Несколько слов о технике. Чем яснее цель (содержание, музыка, совершенство исполнения), тем яснее она диктует средства для ее достижения. Эта аксиома не требует доказательств. Я буду не раз ещё говорить об этом впоследствии. Что определяет как, хотя в последнем счете как определяет что (диалектический закон). Метод моих занятий вкратце сводится к тому, чтобы играющий как можно раньше (после - предварительного знакомства с сочинением и овладения им хотя бы вчерне) уяснил себе то, что мы называем «художественным образом», то есть содержание, смысл, поэтическую сущность музыки, и досконально сумел бы разобраться (назвать, объяснить) с музыкально-теоретических позиций в том, с чем он имеет дело. Эта ясно осознанная цель и даёт играющему возможность стремиться к ней, достигать её, воплотить в своём исполнении - всё это и есть вопрос «техники».

Нейгауз Г.Г., Об искусстве фортепьянной игры, М., «Государственное музыкальное издательство», 1961 г., с.13-14.

 

 

Качества настоящей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру