Функциональный подход в науке по Брониславу Малиновскому

«Функционализм как метод так же стар, как и первые ростки интереса к чужим, а следовательно, по общему мнению, диким и варварским, культурам, - у кого бы такой интерес ни возникал: у греческого историка Геродота, у французского энциклопедиста Монтескье или у немецкого романтика Гердера.

Если мне и довелось внести какой-то скромный вклад, то состоит он в создании этикетки функционализма для уже существующего корпуса научных идей, методов и  интересов; но и в этом отношении, в своей статье я ссылаюсь на своих предшественников, число которых составляет двадцать семь человек. Таким образом, вероятно, я действовал как акушер и крёстный отец младшей из всего беспорядочного нагромождения антропологических школ и продолжил практиковать maieutike techne (акушерское искусство) в обучении самого молодого поколения исследователей в данной области, следуя заветам одного великого учителя, который любил описывать свое дело как искусство повивальной бабки. Был и ещё один великий учитель, давший функционализму его девиз «по плодам их узнаете их» (Матф., 7,16). […]

Я предполагаю, что весь полевой опыт, равно как и внимательное рассмотрение действительно значимых проявлений организованного поведения у человека, показывают справедливость следующих аксиом:

A. Культура по своей сути представляет собой инструментальный аппарат, посредством которого человек оказывается в положении, позволяющем ему лучше справляться со специфическими конкретными проблемами, встающими перед ним в ходе его взаимодействия со средой для удовлетворения своих потребностей.

Б. Она является такой системой участников, видов деятельности и отношений, где каждая часть существует как средство для достижения определённой цели.

B. Она является целостным образованием, разные элементы которого взаимозависимы.

Г. Составляющие культуру виды деятельности, отношения и участники организованы по принципу решения жизненно важных задач в институты - такие как семья, клан, локальная группа, племя и организованные группы для сотрудничества в хозяйственной области, для политической,  юридической и образовательной деятельности.

Д. С динамической точки зрения, то есть, принимая во внимание типы деятельности, культура может быть разложена на ряд аспектов - таких как образование, социальный контроль, экономика, системы познания, верований и морали, а также виды творческого и художественного выражения. В любом из своих конкретных проявлений культурный процесс всегда включает в себя людей, находящихся в определённых отношениях друг к другу, а это значит, что они определённым образом организованы, используют артефакты и коммуницируют друг с другом при помощи речи или иных символических средств. Артефакты, организованные группы и символика - три тесно связанные между собой измерения культурного процесса. Какова связь между ними?

Обратившись для начала к материальному аппарату культуры, мы можем сказать, что каждый артефакт является либо инструментом, либо предметом непосредственного использования, то есть принадлежит к классу предметов потребления. В любом случае контекст, в котором предмет встречается, а также его форма обусловлены его использованием. Функция и форма связаны. […]

Данный анализ позволит нам точнее определить понятие функции. Нам следует подойти к функции через понятие использования или понятие вещи и отношения.

Как мы можем видеть, во всех видах деятельности использование некоторого объекта в качестве части поведенческого акта, определённого с точки зрения техники, права и ритуала, даёт возможность удовлетворить некую потребность. Плоды и коренья собираются, ловится рыба, животные добываются на охоте, доится и забивается скотина - всё это служит пополнению кладовой человека. После чего эти продукты проходят обработку и приготовляются к подаче на стол. Все завершается трапезой - индивидуальной или совместной. Так потребность в питании управляет огромным разнообразием процессов. Ни для кого не станет откровением, если скажут, что движение человечества вперед зависит от сытости его брюха, что толпу можно ублажить хлебом и зрелищами, и что материалистический фактор удовлетворительного снабжения продовольствием - одна из детерминант человеческой истории и эволюции. Функционалист лишь добавит к этому, что мотивы, управляющие частями этого процесса и дробящиеся на страсть к огородничеству и охоте, меркантильный интерес к выгодному обмену или сбыту и стремление щедро одарить ближнего, должны подвергаться анализу с отсылкой к главному побуждению, к побуждению голода. Обобщающей функцией всех процессов, составляющих культурно организованное снабжение сообщества, является удовлетворение первичной биологической потребности в питании.

Если мы обратимся к другому виду деятельности, например к добыванию и поддержанию огня, мы опять же сможем привязать его к основным видам использования огня - для приготовления пищи, поддержания температуры окружающей среды, а также для выполнения некоторых технических процессов. Разнообразие религиозных и светских, юридических и технических отношений, строящихся вокруг огня, очага, священного пламени, - всё это мы можем связать с основными биологически важными функциями огня.

Или возьмём жилище человека. Это материальный объект, конструкция из брёвен или веток, шкур животных, снега или камней. Форма, технология сооружения жилища, его составные части и обстановка - все они связаны с использованием жилища, которое, в свою очередь, замыкается на организацию домовладения, семейной группы и людей, находящихся на её обеспечении и у неё в услужении. Здесь, опять же, изучая технологические фазы сооружения жилища и элементы его структуры, следует держать в голове обобщающую функцию целостного объекта».

Бронислав Малиновский, Функциональная теория / Научная теория культуры, М., «О.Г.И», 1999 г., с.139, 142-143 и 145-146.