Творческие личности сильны и в САМОограничении…

«Относительно вопроса о чувственном рае и о чувственности Магомета,  представляющего самый затруднительный пункт для нас, следовало бы сказать многое, в обсуждение чего мы не можем, однако, войти в настоящее время. Я сделаю лишь два замечания и затем предоставлю всё дело Вашему собственному беспристрастию.

Для первого я воспользуюсь Гёте,  одним его случайным намёком, который заслуживает серьёзнейшего внимания. В «Странствиях Мейстера» герой наталкивается на сообщество людей с крайне странными правилами жизни, состоявшими, между прочим, в следующем: «Мы требуем, - рассказывает учитель, - чтобы каждый из принадлежащих к нам ограничивал сам себя в каком-либо отношении», шёл бы решительно против своих желаний в известной мере и заставлял бы себя делать то, чего он не желает, - если он хочет, «чтобы мы разрешили ему большую свободу во всех других отношениях».

Мне кажется, что это правило в высшей степени справедливо. Наслаждаться тем, что приятно, - в этом нет ничего преступного; скверно, если мы даем наслаждениям поработить наше моральное я. Пусть человек покажет вместе с тем, что он господин над своими привычками, что он может и хочет быть выше их, всякий раз как это потребуется. Это - превосходное правило. Месяц рамазан, как в религии Магомета,  так и в его личной жизни, носит именно такой характер если не по глубоко продуманной и ясно сознанной цели морального самоусовершенствования, то по известному здоровому, мужественному инстинкту, представляющему также не последнее дело».

Томас Карлейль, Герои, почитание героев и героическое в истории / Теперь и прежде, М., «Республика», 1994 г., с. 63-64.

 

Работоспособность настоящей творческой личности