Система классификации знаний по Фрицу Махлупу

Фриц Махлуп в книге: Производство и распространение знаний в США / The Production and Distribution of Knowledge in the United States предложил классифицировать знания по пяти типам:

«1. Практические знания, которые пригодны для использования в работе, решениях и действиях и могут быть подразделены, в соответствии с видами человеческой деятельности, на: а) профессиональные знания; б) предпринимательские знания; в) знания навыков физического труда; г) знания в области ведения домашнего хозяйства; д) иные практически применяемые типы знания.

2. Интеллектуальные знания, удовлетворяющие интеллектуальную любознательность человека и считающиеся составной частью либерального образования, гуманистического и научного обучения, общей культуры и приобретающиеся, как правило, в результате активного сосредоточения усилий на оценке существующих проблем и ценностей.

3. Бесполезные и развлекательные знания, вызванные к жизни неинтеллектуальной любознательностью или желанием получить лёгкое развлечение или эмоциональный стимул, включающие местные слухи о происшествиях, в том числе криминальных, лёгкие романы и рассказы, шутки, игры и т.п., приобретающиеся, как правило, в результате пассивного отдыха после занятий «серьёзными» делами и подходящие для удовлетворения эмоциональных потребностей человека.

4. Духовные знания, имеющие отношение к религиозному пониманию Бога и путей спасения души.

5. Нежелательные знания, находящиеся вне сферы интересов человека, обычно приобретающиеся случайно и сохраняющиеся бесцельно».

Цитируется по: Даниел Белл, Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования, М., «Academia», 1999 г., с. 236-237.