Обмен учениками научных школ физики в начале XX века и создание квантовой механики

Между теоретическими школами физики – Нильса Бора, Макса Борна, Арнольда Зоммерфельда и некоторыми другими в 20-х годах XX века происходил интенсивный «обмен учениками» и теоретическими моделями…

«И пра­вильнее будет сказать, что именно коллективными усилиями представителей этих в общем-то разных школ во главе со своими лидерами была создана законченная система идей, методов и принципов квантовой механики и немаловажно, что в процессе её оформления происходило и становление как исследователей многих представителей этих школ. […]

Небезынтересны сравнительные оценки, данные первым школам их общим учеником В. Гейзенбергом. «Если бы я стал сравнивать обе школы, учеником которых я себя считаю, в Мюн­хене и в Геттингене, и учителей Зоммерфельда и Борна, которые возглавляли эти школы, - писал В. Гейзенберг, - то я должен был бы сказать, что Борн привлекал своих молодых сотрудников прежде всего тем, что он воспитывал их в более скептическом духе в отношении тогдашнего состояния теории строения атома Бора - Зоммерфельда и что он внушал своим ученикам ощущение, будто в этой области необходимо ещё провести самую важную работу. А в Мюнхене в то время ещё было распространено мнение, что к атому можно подходить со старой ньютоновской механи­кой, если только её дополнить квантовыми условиями, сформу­лированными Планком, Бором и Зоммерфельдом. У нас, гёттингенцев, после доклада Бора летом 1922 г., - эта вера была уже более или менее потеряна, а Борн на своих семинарах систематиче­ски внушал убеждение, что, в конечном счёте, нужно стремиться не к тому, чтобы рассчитывать сложные модели атомов и молекул по законам старой механики, а к тому, чтобы создавать новую механику».

Храмов Ю.А., Научные школы в физике, Киев, «Наукова думка», 1987 г., с. 146.

 

Принцип дополнительности в физике по Нильсу Бору