Причина отсутствия положительных героев в русской литературе по А.А. Ухтомскому

«Откуда, в самом деле, этот замечательный факт, что в великой русской литературе нет «положительных типов»?

Когда-то упрекали в этом Гончарова представители молодого лагеря. «Скажу прежде всего, - отвечал Гончаров, - что после Гоголя мы в искусстве не сошли с пути отрицания, между прочим, и потому, что художнику легче даются отрицательные образы.

Сам Гоголь пробовал во 2-й части «Мёртвых душ» написать положительный образ и потерпел неудачу. А другие и подавно: в последнее время ни у кого не вышло в этом роде ничего художественного».

Отчего вообще у русских нет такого действительно положительного типа, который мог бы отлиться в художественно правдивые формулы? Ведь и у народа нашего это скорее тени людские, чем цельные художественные образы.

Я думаю, что это от самой природы русской, от слабости и вялости воли и деятельности человека.

У нас с самого начала безнадёжный способ искать «положительных типов», - оттого их и нет. Мы ищем в «положительном типе» чего-то такого, пред чем могли бы преклониться. Следовательно, мы и тут заранее хотим обеспечить себе покой и нирвану «преклонения» пред «положительным типом», но заранее же ограждаем свою слабую волю от необходимости пойти действовать за «типом». Роковое отсутствие положительных типов у нас - это роковое следствие маразма нашей воли. И если мы решимся указать в том-то и том-то наш «положительный тип», то заранее стараемся отодвинуть его так далеко от себя, поставить между ним и нами такие преграды, чтобы заранее показалась почти кощунством попытка отождествить с ним нашу волю.

Жизни, требующей разъяснений, - тьма. Того, кто разъясняет, - единицы. Только эти единицы истории гениальные люди - помогают нам разъяснить жизнь. Очевидно, что нельзя требовать, чтобы гениальный человек занялся исключительно разъяснением моей, Вашей жизни, каждого из нас в отдельности. Для этого потребовалось бы по гениальному человеку для каждого из нас.

Оттого эти гении истории и созданное ими «знание», «наука» роковым образом разъясняют жизнь лишь «в общем виде». Для нас, для каждого из нас в частности, остается задача воспользоваться для себя этими «общими» разъяснениями. Но сокровищница, которой, - мы чувствуем, - надо служить, сокровищница «общего знания», которую мы несём для будущих людей, - эта наша «наука», - это постепенное «разъяснение жизни в общем виде», - это наша цель, наша лучшая человеческая задача, как бы мало, быть может, ни могли мы внести в неё от себя».

Ухтомский А.А., Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях, СПб, «Петербургский писатель», 1996 г., с. 350-351.