Поиск аналогий по А.П. Ляликову

«Для Эвристики важно изучение видов возможных подсказок и обобщение результатов до уровня правил выбора, условий использования и вообще рекомендаций, адресованных изобретателю.

Ему весьма полезно следующее:

- тренироваться в генерировании ассоциаций, поиске аналогий и метафор по каждому естественно возникшему поводу;
- не пренебрегать игрой, юмором и даже двусмысленностью;
- пытаться словесно описывать свои личные (и наблюдаемые у других) эмоциональные переживания;
находить время и место для уединенного размышления;
- систематически анализировать проблемные ситуации во всей области личных интересов с целью выявления и формулирования технических проблем (противоречий типа  «что надо сделать, чтобы...»);
- периодически подводить итоги собственной деятельности для выявления и осмысления ошибок;
- никогда не оставлять без внимания неожиданные и побочные результаты творческой деятельности, какими бы странными и ненужными они, на первый взгляд, не казались;
- сосредоточивать усилия на творческих поисках в благоприятной для этого (психологически, физиологически) обстановке;
- тренировать свою способность защищаться от стрессов (выключаться) не только после, но и в самом процессе их возникновения и даже, если это возможно, до их возникновения (например, при подозрении, что наступит стресс, читать про себя любимые стихи);
- освоить и стараться при каждом подходящем случае использовать правила и приёмы Диалогики;
- постоянно стремиться к расширению личного эвристического багажа, осваивая все без исключения попавшие в поле зрения эвристики; позже личный опыт и интуиция расставят здесь всё по своим местам».

Ляликов А.П., Трактат об искусстве изобретать, СПб, «Политехника», 2002 г., с. 186.


Методическая ошибка: собраны разрозненные рекомендации, известные из источников по психологии творчества, но это не дало системного эффекта. Характерно, что в цитируемой книге (416 страниц) автор не приводит ни одного примера решения небанальной изобретательской задачи с помощью своих рекомендаций.


Викентьев И.Л., Методика оценки методик.