Философы, ученые и гении по Жан-Жаку Руссо

«Я вовсе не хочу приводить рискованное сравнение между земледелием и философией: этого никто бы не поддержал. Я только спрошу: что такое философия? Что содержат писания наиболее известных философов? Каковы уроки этих друзей мудрости?

Если их послушать, разве нельзя их принять за толпу шарлатанов, что кричат каждый своё на общественной площади: идите ко мне, только я один никогда не ошибаюсь? Один утверждает, что тел вообще нет в природе и что всё есть моё представление о них; другой, - что нет ни иного вещества, кроме материи, ни иного Бога, кроме Вселенной. Этот заявляет, что не существует ни добродетелей, ни пороков и что добро и зло в области нравственности - это выдумки; тот - что люди суть волки и могут со спокойною совестью пожирать друг друга. (Ж.-Ж. Руссо не называет, но, вероятно, имеет в виду популярные в то время во Франции сочинения:  Беркли, Ламетри, Вольтера и Гоббса – Прим. И.Л. Викентьева).

О, великие философы! Почему не оставляете вы для друзей и детей своих эти полезные уроки? Вы бы сразу были за них вознаграждены, и мы не боялись бы найти в ком-нибудь из наших друзей или детей одного из ваших приверженцев.

Вот каковы они, эти удивительные люди, которым ещё при жизни их современников так щедро расточали своё уважение и которым после кончины было уготовано бессмертие! Вот те мудрые наставления, которые мы от них получили и которые мы передаём из поколения в поколение нашим потомкам! […]

Но если успехи наук и искусств ничего не прибавили к нашему истинному счастью, если они испортили наши нравы и нанесли ущерб чистоте вкуса, что подумаем мы о толпе наивных писателей, что убрали перед храмом муз преграды, защищавшие доступ к нему и расставленные природою как испытание силы для тех, кого прельщает знание? Что подумаем мы об этих компиляторах, нескромно взломавших двери науки и впустивших в святилище её чернь, недостойную приближаться к этому святилищу, тогда как следовало бы желать, чтобы все те, кто не может продвинуться далеко на поприще литературы, были отогнаны от входа в святилище и занялись ремёслами, полезными для общества? Тот, кто всю свою жизнь был бы скверным рифмоплётом, посредственным геометром, быть может, стал бы великим в изготовлении тканей.

Никакие учителя не понадобились тем, кому природою было предназначено создать школу. Бэконы, Декарты и Ньютоны - эти наставники человеческого рода, сами не имели никаких наставников; - и какие педагоги привели бы их туда, куда вознес этих людей их могучий гений?

Заурядные учителя могли бы лишь ограничить их кругозор узкими рамками своих собственных возможностей. Ведь именно первые препятствия научили их прилагать усилия и помогли им преодолеть то огромное пространство, которое они прошли. Если и нужно позволить некоторым людям посвятить себя изучению наук и искусств, то лишь только тем, кто почувствует в себе силы, чтобы самостоятельно идти по их стопам и опередить их; этим немногим и следует воздвигать памятники во славу человеческого ума. Но если мы хотим, чтобы ничто не было ниже их гения, нужно, чтобы ничто не было ниже их ожиданий - вот то единственное поощрение, в котором они нуждаются. Душа незаметно приходит в соответствие с тем, что её занимает, и лишь великие события создают великих людей».

Жан-Жак Руссо, Рассуждение, получившее премию Дижонской академии в 1750 году по вопросу, предложенному этой же академией: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» / Трактаты, М., «Наука» 1969 г.,  с. 29 и 31.