Модель иерархического интеллекта по Роберту Стернбергу

Роберт Стернберг предложил иерархическую модель интеллекта.

Он  выделил три типа компонентов интеллекта, отвечающих за переработку информации:

«I. Метакомпоненты - процессы управления, которые регулируют конкретные процессы переработки информации. К их числу относятся:

1) признание существования проблемы; 
2) осознание проблемы и отбор процессов, пригодных для её решения; 
3) выбор стратегии; 
4) выбор ментальной репрезентации; 
5) распределение «умственных ресурсов»; 
6) контроль за ходом решения проблем; 
7) оценка эффективности решения.

II. Исполнительные компоненты - процессы более низкого уровня иерархии. […]

III. Компоненты приобретения знаний. Необходимы для того, чтобы субъект научился делать то, что делают метакомпоненты и исполнительные компоненты. Стернберг относит к их числу:

1) избирательное кодирование; 
2) избирательное комбинирование; 
3) избирательное сравнение.

Главное для человека в ходе познания - отделить релевантную информацию от нерелевантной, сформировать из отобранной информации непротиворечивое целое. В ходе решения задачи компоненты работают согласованно: метакомпоненты регулируют функционирование исполнительных компонент и «познавательных», а те в свою очередь обеспечивают обратную связь для метакомпонент.

Наиболее детально и обоснованно в концепции Р. Стернберга описан уровень метакомпонент. Он полагает, что основная трудность при решении задач состоит не в самом решении, а в правильном понимании сути задачи. Так, дети-олигофрены отличаются от нормальных детей тем, что нуждаются в полном и ясном объяснении условия задачи и путей её решения. Таким образом, интеллект есть способность учиться и решать задачи в условиях неполного объяснения. Стернберг приводит аргументы и относительно важности выбора стратегий, но в целом они сводятся к объяснению предпочтений при решении разных задач меньшей нагрузки на кратковременную память. […]

Весьма интересным, на мой взгляд, фактом, установленным Р. Стернбергом в результате экспериментов, является следующий: испытуемые, решающие задачи наиболее успешно, тратят относительно больше времени на планирование, выбор стратегии и кодирование условий задачи и очень мало - на её исполнение (операции с информацией)».

Дружинин В.Н., Психология общих способностей, СПб, «Питер», 2007 г., с. 42-44.