Анализ творческой личности по В.А. Моляко

«В нашем понимании построение биографического анализа процесса становления и развития творческой личности следует ориентировать в первую очередь на такие положения:

1) исходным основанием для изучения выдающейся личности (гения, таланта, как синонимов этого понятия) должно быть наличие констатации явной одарённости и значительных произведений в той или иной области деятельности, что закреплено достоверным способом;

2) необходимо выявление принципиально важных и значимых периодов в жизни такой личности и установление конкретных связей между этими периодами и создаваемыми произведениями;

3) необходимо изучение макро- и микросреды бытия творческой личности и их влияния на творческую деятельность;

4) следует изучить творческое «кредо» (творческие планы, стратегии) конкретного работника как сумму его мыслительных поисков, этической и эстетической оценки мира, нравственных идеалов и т. д. - того, что мы называем стратегией творчества в целом, независимо от того, насколько осознавал её сам творец и насколько она была очевидной для других;

5) особого внимания требует изучение индивидуального стиля творческой деятельности - его истоков, развития, форм и особенностей проявления, реагирования на различные затрудняющие условия, барьеры, препятствия по ходу реализации творческих замыслов;

6) по возможности устанавливать влияние творчества изучаемой личности на окружение (на данную область творчества, на культуру, на современников и потомков и т. д.)».

Моляко В.А., Психологический анализ творческого потенциала М.А. Врубеля, в Сб.: Психология творчества: школа Я.А. Пономарёва, М., «Институт психологии РАН», 2006 г., с. 398-399.

 

Качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру