Лёгкость сочинения у юного Генриха Гейне

«Мать Гейне была очень музыкальна и учила сына игре на скрипке. Но Генрих не особенно любил это искусство, тем более что учителем его оказался человек далеко не добросовестный, чаще забавлявший ученика своей игрой, вместо того чтобы заставлять его самого играть.

Зато правильно шло учение поэта, на которое мать обращала особое внимание. Ещё совсем молоденькой девушкой она должна была читать отцу латинские диссертации. Причем приводила иногда его в недоумение своими вопросами. Немудрено, что, сделавшись матерью, она всё внимание обратила на развитие умственных способностей детей. Она же заметила в сыне любовь к поэзии и всячески старалась разжечь в душе Генриха божественную искру. Оттого-то впоследствии, уже будучи великим поэтом, Гейне так часто возвращался в минуты вдохновения к милому образу матери, посвящая ей лучшие минуты своих душевных восторгов и в ней отыскивая опору для примирения с невзгодами неустойчивого страдальческого существования.

Другим существом, вносившим свет и радость в скорбную душу поэта, была сестра его Шарлотта. Это была верная подруга его молодости. С ней он делился первыми впечатлениями, ей вверял свои тайны и читал стихотворные опыты - первый лепет будущего великого художника слова. Поэтические наклонности Гейне пробудились ещё тогда, когда ему было десять лет, и этим он обязан исключительно сестре. Она воспитывалась в монастыре. Школой заведовали монахини, но в ней преподавали лучшие учителя города (дело происходило в Дюссельдорфе). Однажды учитель Б. рассказал своим ученицам историю, которую они должны были изложить письменно дома. Долго билась девочка, но не могла вспомнить содержание рассказа.

- Что случилось? - спросил её брат, увидев сестру со слезами на глазах.
Сестра рассказала.

- Успокойся, - ответил Генрих. - Вспомни только, о чем шла речь, а уж остальное предоставь мне. Через час он принёс сестре тетрадь. Счастливая Шарлотта тотчас положила её в свою корзинку, даже не взглянув на исписанные страницы, и на следующий день торжественно понесла в школу. Через несколько дней, когда учитель вернулся с тетрадями учениц, Шарлотта сияла от радости, уверенная, что её похвалят. Но учитель не только не похвалил, но строго спросил: - Кто это писал? - Я! - без запинки ответила Лотта. - Никаких выговоров или упрёков я не сделаю, скажи только, кто писал, - продолжал учитель.

Волей-неволей пришлось назвать автора. При этой сцене присутствовали два других учителя, и Б. прочитал им работу. Это была необыкновенная история с привидениями, написанная такими мрачными красками, что девочка, услыхав, каково «её» сочинение, начала плакать от страха. Её примеру последовали ученицы.

Учитель Б. посетил после этого мать Гейне и поздравил её с талантливым сыном, который так легко написал превосходную вещь. Позвали мальчика, но он остался равнодушен к похвалам, считая свою работу простым делом».

Дубинский М.И., Мужчины и Женщина. Роль женщин в судьбах выдающихся мужчин, М., «Дрофа-Плюс», 2005 г., с. 132-133.