Скептические приёмы по Энесидему

По-видимому, Энесидему принадлежит формулировка первых десяти так называемых «тропов», т. е. «поворотов», или аргументов, направленных против всех суждений о реальности, которые основываются на непосредственных впечатлениях.

Первый «троп» состоит в указании на разнообразие существ, на различия в их происхождении и в их телесном строении.

В силу этих различий одинаковые вещи вызывают у них неодинаковые образы. Различия в главнейших частях тела и особенно в тех, которые даны природой для ощущения и суждения, могут производить сильную борьбу представлений. Не могут, например, получать одинаковые осязательные впечатления и черепахообразные животные, и животные, имеющие обнаженное мясо; и снабжённые иглами, и оперённые, и чешуйчатые. Приятное для  одних кажется неприятным и даже губительным для других. Муравьи, проглоченные человеком, причиняют ему боль и резь, а медведи, заболевши, лечатся тем, что проглатывают их. Но если одни и те же предметы кажутся неодинаковыми в зависимости от различия между живыми существами, то мы можем говорить только о том, каким нам, кажется предмет, и должны воздерживаться от суждений о том, каков он по своей природе.

Второй «троп» основывается на различиях между людьми.

Даже признав, что суждения людей достойны большего доверия, чем суждения неразумных животных, должно признать, что телесные и моральные различия, несомненно, существующие между людьми, требуют и в этом случае воздержания от суждений о природе самих вещей. Одна и та же пища, принимаемая различными людьми, оказывает на них различное действие. В области психической главным доказательством всестороннего и даже безграничного различия в мыслительных способностях людей оказываются разногласия и споры, происходящие между философами, как вообще о вещах, так и особенно о том, что следует выбирать и что отклонять.

Третий «троп» основывается на различном - даже для одного и того же человека - устройстве органов чувственного восприятия.

Есть люди, которые, соглашаясь с ненадёжностью суждений других лиц, считают предпочтительными и достоверными свои собственные суждения о вещах. Однако даже собственные впечатления происходят от различных органов чувств, говорят различное об одной и той же вещи. Так, картина живописца порождает впечатление глубины и рельефа для глаза, но не для осязания, которому она представляется плоской и гладкой. Мёд, сладкий на вкус, может быть неприятен своим видом и т. д. Поэтому даже собственные наши впечатления дают нам право говорить не о том, какова по своей природе каждая из воспринятых нами вещей, а лишь о том, какой она в каждом отдельном случае нам кажется.

Четвёртый «троп» исходит из различий в «распределении состояний».

Одни и те же предметы воспринимаются по-разному - в зависимости от бодрствования и сна, от возраста, от движения или покоя, от ненависти или любви, от недоедания или сытости, от опьянения или трезвости, от храбрости или трусости. В зависимости от предшествующего состояния одно и то же вино кажется кислым тому, кто перед тем поел фиников или фиг, и сладким тому, кто ранее наелся орехов. Тепловатая передняя согревает тех, кто входит в дом с улицы, и кажется холодной тому, кто замедлил бы, выходя через нее из дому. А так как каждый высказывающий суждение по всем этим вопросам непременно должен находиться в одном из этих или подобных состояний, то он сам необходимо будет «частью» разногласия и отнюдь не надежным судьей по вопросу о вне лежащих предметах. Кто предпочитает одно представление или впечатление другому, должен представить доказательство, которое оправдало бы оказанное ими предпочтение. Но такое доказательство невозможно, так как оно предполагает правильный критерий, на котором оно может быть обосновано; критерий же в свою очередь нуждается в доказательстве для того, чтобы он мог почитаться правильным критерием. […]

Пятый «троп» исходит из зависимости суждений от положения, от расстояния и места.

И здесь предпочитающий одно суждение другому не может обосновать это свое предпочтение, так как всякое явление созерцается на известном расстоянии, в известной среде и в известном положении, каждое из которых производит большие перемены в представлениях. Так, одно и то же весло кажется надломленным, если рассматривать его в воде, и кажется прямым, если рассматривать его на суше.

Шестой «троп» указывает на зависимость суждений от «примесей»: если из предметов, подлежащих суждению, ни один не воспринимается обособленно, сам по себе, а всегда лишь в соединении с каким-нибудь другим, то даже при условии, если бы судящий мог сказать, какова будет смесь, составленная из этих предметов, он не будет вправе судить о том, каким окажется в «чистом» виде предмет, входящий в эту смесь.

Седьмой «троп» рассматривает зависимость суждений от соотношений величин и от устройства предметов, подлежащих определению.

Так, говоря о предметах, составленных из маленьких частиц, например о куче песка, чемерицы, вине и пище, мы можем обсуждать соотношение их с чем-нибудь, но никак не природу их саму по себе: песчинки, рассматриваемые каждая в  отдельности,  кажутся  жесткими,  собранные же в большую песчаную кучу, они производят впечатление мягкости  и  т. д.

Восьмой «троп» базируется на относительности всех явлений.

Невозможность суждения выводится в нем из того, что каждая  вещь  существует всегда по отношению к чему-нибудь  и  потому скорее кажется  такою-то,  нежели по природе есть такова, какой она нам представляется.

Девятый «троп» указывает на  зависимость суждения  от того, постоянно или редко встречается  рассматриваемое  явление.

Одна и та же вещь  признаётся ценной или не имеющей цены не на основании учета её действительной  природы, а в  зависимости  от своей распространённости. Так, Солнце  по  своей  природе должно было бы поражать  нас  гораздо  больше, чем, например, комета. Но редкость появления  комет  делает  то, что комете  приписывается  значение небесного знамения. Солнце же никого  не  удивляет,  кроме, как в случае, когда происходит затмение.

Десятый «троп» устанавливает зависимость суждения от  поведения, обычаев, законов,  баснословных  верований и догматических  предрассудков.

«Троп» этот указывает на такой огромный разнобой в   суждениях, определяемых нравственными и теоретическими  различиями, что ввиду этого   разнобоя очевидной становится наша обязанность ограничиваться в наших  суждениях лишь указанием на то, каким является обсуждаемое  представление  по  отношению  к данному образу поведения, к данному  закону, к  данному обычаю и т. д.

Суждение  же о том, какова действительная  природа  обсуждаемых вещей, не должно быть высказываемо».

Асмус В.Ф., Античная философия, М., «Высшая школа», 1976 г., с. 413-416