Марксисткая критика философии Гегеля

В 1886 году Ф. Энгельс написал: «Гегель  вынужден  был  строить систему, а философская система, по установившемуся порядку, должна  была  завершиться абсолютной истиной  того  или иного рода». 

Фридрих Энгельс, Людвиг Фейербах  и  конец классической немецкой философии / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 20, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г., с. 276.

И Гегель вывел в своей теории, что,  природа  сотворена  развивающейся «абсолютной идеей»,  и  не развивается во  времени.

В 1878 году Ф. Энгельс написал:  «Как у французов XVIII века, так  и  у  Гегеля  господствовало представление о  природе , как о всегда равном себе целом, движущемся в одних  и   тех  же ограниченных кругах, с вечными небесными телами, как учил Ньютон,  и  с неизменными видами органических существ, как учил Линней; в противоположность этому представлению о  природе  современный материализм обобщает новейшие успехи естествознания, согласно которым  природа  тоже имеет свою историю во  времени, небесные тела возникают  и  исчезают, как  и  все  те  виды организмов, которые при благоприятных условиях населяют эти тела, а круговороты, поскольку они вообще могут иметь место, приобретают бесконечно более грандиозные размеры». 

Фридрих Энгельс, Анти-Дюринг / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 20, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г., с. 24.

«У  Гегеля   природа, как простое «отчуждение» идеи, не способна к развитию во  времени; она может лишь развёртывать свое многообразие в пространстве,  и, таким образом, осужденная на вечное повторение одних  и   тех  же процессов, она выставляет одновременно  и  одну рядом с другой все заключающиеся в ней ступени развития.  И  эту бессмыслицу развития в пространстве, но вне  времени, – которое является основным условием всякого развития, –  Гегель   навязывал   природе   как  раз  в  то время,  когда   уже   достаточно   были   разработаны   и   геология,  и   эмбриология,  и  физиология растений  и  животных,  и  органическая химия,  и  когда на основе этих новых наук уже повсюду зарождались гениальные догадки, предвосхищавшие позднейшую теорию развития (например Гёте  и  Ламарк). Но так повелевала система,  и  в угоду системе метод должен  был  изменить самому себе».

Фридрих Энгельс, Людвиг Фейербах  и  конец классической немецкой философии / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 20, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г., с.  287.

«Философия  Гегеля  говорила о развитии духа  и  идей, она  была  идеалистической. Из развития духа она выводила развитие  природы, человека  и  людских, общественных отношений. Маркс  и  Энгельс, удержав мысль  Гегеля  о вечном процессе развития... отбросили предвзятое идеалистическое воззрение; обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие  природы, а наоборот – дух следует объяснить из  природы, материи... В противоположность  Гегелю  и  другим гегельянцам Маркс  и  Энгельс  были  материалистами. Взглянув материалистически на мир  и  человечество, они увидели, что как в основе всех явлений  природы  лежат причины материальные, так  и  развитие человеческого общества обусловливается развитием материальных, производительных сил».

Ленин В. И.,  Фридрих Энгельс / Полное собрание сочинений, Том 2, М., «Издательство политической литературы», 1967 г., с. 7-8.