Пантеон в Риме

Храм на Марсовом поле в Древнем Риме.

Название храма в переводе с греческого означает «храм / собрание всех богов».

 

«Вот уже два тысячелетия входят и выходят из римского Пантеона миллионы туристов всего мира. Современник историка Тацита и философа на троне Марка Аврелия от II века н.э. Пантеон являет собой вершину духовного и строительного гения Рима.
Пантеон был задуман как храм всем богам.
Сегодня это церковь Санта-Мария Ротонда.
Пантеон строился более 10 лет (116-128 гг.) - сначала консулом Агриппой, а потом императором Адрианом Антонином. Есть версия, поддержанная историком, писателем Эберсом, что Адриан, большой поклонник греческого искусства, археолог, почитатель Платона, поддался влиянию христиан. Его телохранителем был сириец, красавец Антиной, приверженный христианским идеям и ценностям.

Историческая молва приписывала ему намерение поставить в Пантеоне в одной из ниш первого яруса христианские символы веры. Но это намерение не осуществилось. В заговоре был убит телохранитель.
Потрясённый и безутешный Адриан уехал в Грецию. В Афинах перед храмом Зевса сохранилась красивая, воздушная арка Адриана и некоторые форумные сооружения. Не бывает истории в сослагательном наклонении, однако в качестве гипотезы интересно предположить, как развивалась бы христианская история, открой Адриан первую официальную церковь в Пантеоне...

Случиться же этого не могло, ибо другим был Замысел.
В нишах первого яруса Пантеона перемежались греко-римские боги с восточными, Зевс соседствовал с Митрой.
Пантеон был необходим, т. к. Рим стал заложником своей имперской необозримости и того, что гражданство в Римской империи получали определенные группы варварских инородцев.
Начиная с Тиберия и при императоре Караккале все жители империи стали её гражданами.
В дальнейшем национальная политика и политика гражданских правовых отношений становилась всё более сложной и опасной для империи.
Так что примирительный храм всем богам - Пантеон - был необходим. Со временем он утратил своё внешнее великолепие, но устоял во всех исторических катаклизмах.
Его фасад сегодня скучно-серый. Он похож на нефтяную цистерну с прилеплённым, как бы от другого здания, аттическим портиком. Но, как и встарь, основное эмоциональное впечатление производит интерьер. Идеальная полусфера опирается прямо на основание, на пол. Сегодня пол Пантеона даже отдалённо не напоминает первоначальную прекрасную «землю» храма.
Первый ярус посвящён всем богам, и боги доступны жертвоприношению верующих.
Круглая площадь храма с простым доступом к алтарям - равноправие и политкорректность ханжеского Рима в отношении всех подданных. Все равны в империи в своей молитве к богу на родном языке.

Хотя Зевс всё-таки ближе к народу, и его алтарь выделяется величиной и красотой прямо против входа в Пантеон.

Между первым и вторым ярусами - широкий выступающий карниз, нарушаемый лишь нишей-конхой Зевсова алтаря.
Что значат эти однообразные, через равные промежутки, слепые, т. е. не имеющие выхода наружу, ниши-окна?
Окнами называются потому, что они так решены архитектурно. Это, разумеется, не просто декоративное убранство храма. Алтари у всех разные, а вот окна, обращенные внутрь самих себя, едино-ценностны для всех.

Едины для всех этические ценности внутреннего порядка на всех языках и во всех традициях. На широком сплошном карнизе второго яруса лежит могучий купол Пантеона, одним-единственным девятиметровым в диаметре глазом, оком глядящий в небо.

Или кто-то дни и ночи заглядывает в Пантеон через его Глаз? Сплошной бетонный купол состоит из профильных киссон. Иногда под куполом висит облако солнечной пыли, и лучи становятся видимыми стрелами света. Иногда пасмурно.

Но никогда освещение не бывает одинаковым из-за скользящих теней по квадратам киссон. Купол космически абстрактен и вместе с тем конкретен. Свод небесный над нами, многоязыкими драчунами, святыми и грешными, добрыми и алчными, - един.

Пантеон беспрецедентен. Повторить его архитектуру невозможно, как невозможно ответить на ряд вопросов, связанных с уровнем философских идей, а также инженерным уровнем воплощения Пантеона.
Да, римляне воевали, были жестоки в своих забавах и отношениях.
Но они построили Пантеон.
Гораций, Овидий Назон, Плавт, Тацит - это их поэты, историки».

Волкова П.Д., Мост через бездну, М., «Зебра Е», 2014 г., с. 201-204.  

 

01 ноября 609 года языческий Пантеон был переосвящён как христианская церковь всех мучеников.

«Греки, говорит Лосев, молились перед храмами, под открытым небом... В 608 году папа Бонифаций IV превратит Пантеон в церковь Марии Девы и всех святых мучеников. Со всего Рима сюда будут перевезены кости мучеников первых столетий, и тогда именно будет учреждён день Всех Святых - 1 ноября. Lodate servi del Signore, lodate il nome del Signore - «Хвалите, раби, Господа, хвалите имя Господне...» «В нём тонет всякая отдельность, всякая обособленность», как говорит Лосев. «Как хорошо и прекрасно жить братьям вместе», - восклицает псалмопевец. «Братьям вместе»... В этот день празднуется память не одного, не десяти, не тысячи, но именно всех святых, и это делает его совсем особенным и удивительным...»

Чистяков Г.П., Римские заметки, Харьков,  «Carmina», 2008 г., с. 61.

 

Здесь также захоронены несколько итальянских королей и выдающийся художник Рафаэль.