Субъективность истины по Протагору

Предание приписывает Протагору известное изречение: «Человек есть мера всех вещей - сущих в их бытии и несущих в их небытии».

Эта фраза обычно интерпретируется так: невозможна истина для «всех людей», есть только отдельные «мнения» каждого…

«Нет истины, единой для всех. Что кому кажется истинным, таково оно и есть на самом деле. Софисты отмечают условность представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о достойном и недостойном. То, что у одного народа считается прекрасным и достойным, у другого порицается как безобразное и недостойное».

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C., Философия науки, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с. 108.

 

Этот принцип человека-меры был изложен Протагором в сочинении «Антилогии», где показано, что «вокруг любой вещи есть два аргумента, противоречащих один другому», что возможно приводить доказательства и последовательно их аннулировать, значит, «речь идёт о том, чтобы научить критике и умению обсуждать, вести спор, организовать турнир доводов против доводов».

В конце жизни Протагор был изгнан из Афин по обвинению в «нечестии», которое повлекла его книга «О богах», начинавшаяся фразой: «О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни как они выглядят, ибо много препятствий знанию: и неявленность (предмета), и краткость человеческой жизни».