Эффект искажения информации в автобиографиях по Стефану Цвейгу

Стефан Цвейг написал ряд произведений об известных людях. Изучая исторические документы, в том числе – автобиографии, он заметил:

«… рассказывающий свою жизнь делает это почти всегда с какой-нибудь целью и некоторой театральностью; он выходит на сцену уверенный в зрителях, заучивает бессознательно особую манеру держать себя или интересный характер, заранее учитывает впечатление, преследуя зачастую какую-нибудь особую цель.

Вениамин Франклин делает из своей жизни учебник, Бисмарк - документ, Жан-Жак Руссо - сенсацию, Гёте - художественное произведение и подобную роману поэму, Наполеон на острове св. Елены - бронзовое искупление, становится статуей и памятником.

Все они, благодаря уверенности в историческом значении своего существования, уже заранее предвидят действие их самоизображения, - будь то с моральной, исторической или литературной точки зрения, - и всех их эта уверенность обременяет или задерживает сознанием ответственности.

Знаменитые люди не могут беззаботно создавать своё самоизображение, ибо их живой портрет сталкивается с портретом уже существующим, в воображении или наяву, у бесчисленного множества людей, и они против воли вынуждены приспосабливать собственное изображение к уже скроенной легенде. Они, эти знаменитости, должны, во имя своей славы, считаться с родиной, детьми, моралью, почитанием и честью, бессознательно заглядывают они в зеркало сужденной им роли и достоинства, и потому у тех, кто многим принадлежит, много и обязанностей».

Стефан Цвейг, Казанова / Казанова, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, М., «Интерпракс», 1990 г., с. 77-78.


Мифологизация своих творческих достижений по Герберту Саймону.