Моделирование музыки по Р.Х. Зарипову

Р.Х. Зарипов рассказывает о своем походе к компьютерному моделированию музыки и в конце делает важное замечание о перекрытии областей возможных решений:

«В отличие от всех других известных работ по машинному синтезированию музыки, этот способ алгоритмизации основан на принципе иерархичности уровней определения различных понятий музыки и учитывает следующее обстоятельство.

Любая композиция характеризуется некоторым набором параметров, отражающих правила, закономерности и элементы строения и развития музыкального сочинения. Каждый параметр принимает по нескольку значений, характеризующих определённые, конкретные разновидности некоторой закономерности. Особенностью программы является то, что она формируется определённым набором значений параметров.

Благодаря такой организации алгоритма процесс сочинения начинается с выбора общего плана или схемы композиции. Иначе говоря, вначале происходит организация более крупных синтаксических элементов композиции, таких, в частности, как масштабно-тематические структуры, предусматривающие расчленение всей пьесы на отдельные построения (предложения, фразы, мотивы), повторность мелодических и ритмических оборотов, гармоническое развитие. Это делается отвлечённо от внутреннего содержания композиции, её смысла, её семантики.

Последнее же зависит от организации более мелких элементов композиции - длительностей, высот, интервалов и других внутри указанных построений и оборотов, что осуществляется уже на следующем этапе процесса сочинения.

Этот способ структурной организации алгоритма позволяет из множества всех значений параметров, предусмотренных программой, сознательно (по желанию) или случайным образом выделять некоторое их подмножество (по одному значению для каждого параметра).

Это подмножество тех правил и закономерностей, которые, будучи включены в программу, участвуют в синтезировании текущего варианта композиции. Перечень элементов этого подмножества фиксируется в памяти машины и в закодированном виде печатается вместе с полученной композицией. Этим самым устанавливается соответствие между указанным подмножеством и композицией, а точнее, типом композиции, так как по программе, сформированной одним и тем же подмножеством закономерностей и правил, можно получить огромное количество различных композиций. Однако все эти композиции объединяет то общее, что характеризуется одним и тем же набором (подмножеством) закономерностей и что определяет тип композиции.

Программа, построенная в соответствии с таким принципом алгоритмизации, позволяет достаточно гибко проводить различного рода эксперименты. Например, такие, как установление формального соответствия между набором закономерностей и типом композиций, образование новых более сложных понятий на основе элементарных, распознавание типов предложенных композиций, проверку тех или других гипотез и т. п.

Там же показывается, что принятый в работе способ моделирования и принцип структурной организации программы позволяет «предвосхищать стиль будущих композиторов». Иначе говоря, изучив известные типы композиций (структуры, формы, стили, жанры и т. п.) и, следовательно, выявив различные параметры и их значения, по этому принципу алгоритмизации можно синтезировать новые типы композиций, отличные от тех, которые были взяты для анализа и предусмотрены программой. Это достигается автоматическим расширением множества первоначально запрограммированных правил и закономерностей композиций».

Зарипов Р.Х., Кибернетика и музыка, «Наука», 1971 г., с. 12-13.