Этап «нормальной науки» по Томасу Куну

В период «нормальной науки», господствует определёная научная парадигма, позволяющая решать известные проблемы и являющаяся барьером для решения новых и сложных научных проблем (научных аномалий).

«Нормальная наука, на развитие которой вынуждено тратить почти всё своё время большинство учёных, основывается на допущении, что научное сообщество знает, каков окружающий нас мир.  Многие успехи науки рождаются из стремления сообщества защитить это допущение, и если это необходимо - то и весьма дорогой ценой. Нормальная наука, например, часто подавляет фундаментальные новшества, потому что они неизбежно разрушают её основные установки. Тем не менее, до тех пор, пока эти установки сохраняют в себе элемент произвольности, сама природа нормального исследования даёт гарантию, что эти новшества не будут подавляться слишком долго.

 Иногда проблема нормальной науки, проблема, которая должна быть решена с помощью известных правил и процедур не поддаётся неоднократным натискам даже самых талантливых членов группы, к компетенции которой она относится. В других случаях инструмент, предназначенный и сконструированный для целей нормального исследования, оказывается неспособным функционировать так, как это предусматривалось, что свидетельствует об аномалии, которую, несмотря на все усилия, не удается согласовать с нормами профессионального образования. Таким образом (и не только таким) нормальная наука сбивается с дороги все время». 

Томас Кун, Структура научных революций, М., «Аст»; «Ермак», 2003 г., с. 24-25.

На этапе «нормальной науки» научное сообщество – по Томасу Куну – занято решением трёх типовых проблем в рамках старой парадигмы:

- установление значительных фактов, 

- сопоставление новых фактов и научной теории, 

- разработка научной теории.

«… подавляющее большинство проблем, поднятых даже самыми выдающимися учёными, обычно охватывается тремя категориями, указанными выше. Работа в рамках парадигмы не может протекать иначе, а отказаться от парадигмы значило бы прекратить те научные исследования, которые она определяет. Вскоре мы покажем, что заставляет учёных отказаться от парадигмы. Подобные отказы от парадигмы представляют собой такие моменты, когда возникают научные революции».

Томас Кун, Структура научных революций, М., «Аст»; «Ермак», 2003 г., с. 63.

 

Появление аномалий «нормальной науки» по Томасу Куну