Задача Нормана Майера: неосознаваемые подсказки и творческие решения

Норман Майер провёл исследование: как люди решают творческие проблемы (до этого он работал с крысами).

«…психолог Норман Майер провел следующий эксперимент. Он подвесил две длинные верёвки к потолку лаборатории, заполненной различными инструментами, предметами и мебелью. Верёвки находились так далеко друг от друга, что, держа в руке конец одной из них, нельзя было подобраться к другой и ухватить её. Всем, кто заходил в помещение, задавали один и тот же вопрос: сколько существует способов связать вместе концы двух верёвок. Задачу можно было решить четырьмя способами.

Первый: протянуть одну из верёвок как можно ближе к другой и привязать её конец к какому-то предмету, например стулу, а потом подтянуть вторую верёвку.

Второй: взять дополнительную бечевку и привязать её к концу одной из верёвок, чтобы общей длины хватило до другой верёвки.

Третий способ: ухватиться за одну из верёвок, потом взять в руки некое орудие, вроде длинного шеста, и притянуть другую верёвку к себе.

Большинство людей находили эти решения достаточно быстро. Но вот четвёртое решение - раскачать одну верёвку как маятник и потом ухватиться за другую - пришло на ум всего нескольким участникам эксперимента. Остальные никак не могли до этого додуматься. Майер давал им десять минут на размышления, а сам шёл через комнату к окну и будто бы случайно задевал одну из верёвок, заставляя её раскачиваться. Разумеется, после этого участники говорили «ага!» и называли решение с маятником.

Но когда Майер просил этих людей описать, как они догадались, только один человек назвал верную причину.

Норман Майер пишет: «Они давали такие объяснения: «Меня просто осенило. Ничего другого не оставалось. Я просто понял, что, если привязать к верёвке груз, она будет раскачиваться, как маятник. Возможно, я вспомнил кое-что из уроков физики. Я пытался придумать способ, чтобы протянуть туда верёвку, и единственной возможностью было заставить её раскачиваться».

Участвовавший в эксперименте профессор психологии дал следующее пространное объяснение: «Исчерпав все остальные варианты, я решил, что её надо раскачать. Я представил, что надо переправиться через реку с помощью каната. Я подумал об обезьянах, перелетающих на лианах с дерева на дерево. Эти образы появились одновременно с решением. Идея выглядела завершённой».

Лгали ли эти люди? Было ли им неловко признать, что они смогли решить задачу только после подсказки? Вовсе нет. Просто подсказка Майера была настолько тонкой, что воспринималась лишь на уровне бессознательного. Она обрабатывалась за «закрытой дверью», поэтому, когда от людей потребовалось  объяснение, все участники эксперимента смогли предоставить лишь то, которое им самим показалось правдоподобным».

М. Гладуэлл, Озарение: сила мгновенных решений, М., «Вильямс»; «Альпина Бизнес Букс», 2008 г., с.55-56.

Впервые эти данные были опубликованы автором здесь:

Maier N. R. F., Reasoning in humans II. The solution of a problem and its appearance in consciousness, Journal of Comparative Psychology, N 12, p. 181-194.

Позже этот эксперимент стал считаться классической иллюстрацией того, как укоренившиеся стереотипы мешают принятию нового решения, так и того, как полученная подсказка может  «честно» не осознаваться решающим…