Влияние психопатических расстройств на будущее человечества – прогноз Макса Нордау

«… психопатам угрожает верная гибель, потому что они не в состоянии приспособиться к силам природы и выдержать борьбу за существование с нормальными людьми. Но нормальные люди - а их в народной массе ещё бесчисленные миллионы - с своей стороны быстро и легко приспособятся к условиям, созданным новыми открытиями человечества. Совершенно несостоятельные в организационном отношении индивиды того поколения, которое  было огорошено этими открытиями, погибнут: они сделаются неврастениками  и истеричными, народят психопатов, с которыми род их прекратится (Морель).

Более сильные индивиды, хотя в начале также смущённые и утомлённые, постепенно  оправятся, потомки их освоятся с быстрым ходом развития человечества,  и скоро их более медленное дыхание, более спокойный пульс будет служить  доказательством, что им уже нетрудно применяться к сложившимся новым  условиям. По всей вероятности, конец двадцатого столетия увидит новое поколение,  которому без вреда можно будет прочитывать ежедневно дюжину громадных газет, ежеминутно откликаться на призыв телефона, размышлять одновременно  о пяти частях света, жить наполовину в железнодорожных вагонах  или в корзине воздушного шара и находиться в общении с десятью тысячами  знакомых, товарищей и друзей. Среди миллионного городского населения  оно будет себя чувствовать хорошо и при своих железных нервах будет  в состоянии отвечать на бесчисленные запросы жизни без торопливости и раздражения […]

Что же касается до будущего развития литературы и искусства, которым  главным образом посвящено это исследование, то оно нам рисуется довольно  ясно. Я воздержусь от искушения наметить слишком отдалённый период времени.  В таком случае мне, может быть, удалось бы доказать или, по крайней мере,  обосновать предположение, что в умственной жизни отдаленных веков искусство  и поэзия займут очень скромное место. Психология учит нас, что развитие идет  от инстинкта к познанию, от эмоции - к суждению, от фантастичной - к упорядоченной ассоциации идей. Разброд мыслей сменяется вниманием, каприз - руководимой разумом волею.

Следовательно, наблюдение всё более и более берёт верх над воображением, и художественный символизм, т. е. пояснение внешних явлений ложными личными впечатлениями, всё более вытесняется познанием законов природы. С другой стороны, и путь, которому до сих пор  следовало развитие цивилизации, даёт нам представление об участии, ожидающей  искусство и поэзию в очень отдалённом будущем.

То, что первоначально  самым существенным занятием высокоразвитых умов, самых зрелых, нравственных  и умных членов общества, мало-помалу становится второстепенным времяпрепровождением  и, наконец, детскою игрою.

Пляска когда-то была серьёзным делом. Она исполнялась в торжественных случаях, как первостепенный государственный акт, именитыми воинами, с пышными церемониями, после жертвоприношения и воззвания к богам. Теперь же она составляет только мимолетное  увеселение женщин и молодёжи, а впоследствии также сделается исключительно  детскою забавою, как воспоминание прошлого, как проявление атавизма.

Басни и сказки были прежде высшими произведениями человеческого ума. Они служили  выражением сокровеннейшей мудрости племени и его самых драгоценных  преданий. Теперь это специальный род литературы, пригодный преимущественно  для детей. Стих, который ритмом, образностью и рифмою представляет ясное  доказательство об его происхождении от раздражения ритмически работающих  второстепенных органов, от ассоциации идей по внешним сходствам, а вслед затем по созвучию, первоначально был единственной формой словесности; теперь  же он употребляется только для чисто эмоциональных описаний, а для других  целей заменен прозою и сделался почти атавистическим способом выражения».

Макс Нордау, Вырождение. Современные французы, М., «Республика», 1995 г., с. 317-318.

 

Закон вытеснения человека из системы по Б.Л. Злотину.