«Гений и злодейство - две вещи несовместные»?

Справка Справка
Вопрос Ответ
14.10.2011
Несколько однотипных вопросов, заданных во время очного тестирования портала Vikent.ru летом-осенью-2011

Что Вы можете сказать о том, что: «Гений и злодейство - две вещи несовместные»?

Викентьев И.Л.

Уважаемые Коллеги!

 

Это фраза не самого А.С. Пушкина, а его героя. Любой пишущий, либо изучающий историю литературы и/или драматургии подтвердит, что реплика персонажа не обязательно совпадает с мнением Автора его придумавшего…  

 

Думаю, что моё мнение здесь = 0 и лучше обратиться к одному из биографов А.С. Пушкина:

 

 

«Моцарт у Пушкина говорит: «Гений и злодейство - две вещи несовместные».

 

И чувствуется, что и для само­го Пушкина это - несомненнейшая аксиома. Но почему гений и злодейство несовместимы? Будем даже говорить об одних художественных гениях, которых, конечно, тут преимущественно имеет в виду Пушкин.

 

Почему художе­ственный гений не может совершить злодейства? Мы легко можем представить себе злодеями Архилоха, на­пример, или Бенвенуто Челлини. Легенда настойчиво при­писывает Достоевскому одно мрачное злодейство, и мы никак не можем сказать, чтоб оно совершенно было несовместимо с его гением.

 

Почему же Пушкин так непоколебимо уверен, что гений и злодейство несовмести­мы? Не потому, как обычно толкуют, что гений обяза­тельно соединяется в человеке с нравственной высотой, - это совершенно неверно, и гений нередко бывает в жиз­ни форменным дрянцом. Несовместимы для Пушкина две указанные стихии потому, что злодейство тоже есть жизненное творчество.

 

М.П. Погодин приводит в своем дневнике такие слова Пушкина: «Разве на злодеях нет печати силы, воли, крепости, которые отличают их от обыкновенных преступников?» Вот в чём дело.

 

На «пакости» (как Пушкин сам называл некоторые свои стихот­ворные выходки), - на пакости гений способен сколько угодно. Но на злодейство он не способен потому, что для этого потребна энергия, внимание к жизни, вкладыва­ние в неё своих сил, одним словом - забота о «нуждах низкой жизни».

 

Но раз это так, то, может быть... гений и подвиг - тоже две вещи несовместные? Сальери не ге­ний, потому что способен на злодейство».

 

Вересаев В.В. , В двух планах, М., «Захаров», 2000 г., с. 27.

 

Новости
Случайная цитата
  • Эволюция просвещенного человека / личности по Анни Безант [продолжение]
    Начало »   Эта теория не признаёт единства человеческой расы, и поэтому эту теорию нельзя брать как основу нравственности. Поскольку человечество едино, то человек не может быть совершенно счастлив, пока не будет достигнуто счастье всех людей. Бог не делает различий по отношению к единицам и множеству, но дает одну жизнь человечеству и всем её существам. Жизнь Бога - единственная жизнь во Вселенной, и совершенное счастье этой жизни является её целью. Другая ошибка этой школы состоит в том, что...