При занятии творческой деятельностью высокого уровня, творческая личность – в силу Принципа Ла Шателье – неизбежно испытывает противодействия. Во времени развивается не только Дело творческой личности, но и неконструктивные доводы против неё.
Г.С. Альтшуллер, начав создавать ТРИЗ в 1946 году, так написал об этом в 80-х годах ХХ века:
«Развивается не только идея, которую отстаивает Творческая личность. Развиваются и доводы против идеи. Так, например, первый довод против ТРИЗ был: «Никаких методов творчества быть, принципиально не может. Всё определяется прирожденными способностями».
Затем противники отошли на вторую линию обороны: «Могут быть отдельные полезные приёмы. Но не больше». Далее - новое отступление: «Да, методы изобретательства возможны, но алгоритм - этого никак не может быть!»
За этим последовало ещё одно отступление: «Алгоритм? Что ж, это допустимо, но, помилуйте, чтобы была наука, теория… Нет, это невозможно!»
Следующий довод: «Наука? Да, это возможно, но только не точная наука!» А на Конференции по ТРИЗ в 1984 году в Новосибирске (конференция в рамках СО АН СССР) проректор Новосибирского госуниверситета, открывая конференцию, сказал, что ТРИЗ - это, вероятно, и не очень плохо, но новых мировых констант ТРИЗ пока не открыла...»
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 233-234.
Мифы о творчестве.