Невозможность автоматизации диалектической логики по П.М. Ершову

«По Гегелю, рассудок вносит, кроме того, определённость в работу разума - следующей за рассудком ступени мышления, упорядоченного экономией сил. Эту ступень можно назвать логикой диалектической.

Её законы уже не поддаются автоматизации.

Более того - она противонаправлена затвердевшим стереотипам определённости формальной логики. Она «отрицает» формальную логику, как социальные потребности «отрицают» биологические. Но диалектическая логика всё же выполняет функцию экономии сил, и в ней, следовательно, осуществляется давление этой биологической потребности на социальные, которые в основном ею обслуживаются.

Диалектическая логика экономит силы, не разгружая мышления автоматизмами определённости суждений и умозаключений, а упорядочивая и рационализируя наиболее продуктивно его работу направлением в расходовании умственных усилий. Направления эти нормативны.

Но нормативность их отнюдь не формальна. Она касается метода, но не плодов его применения. Поэтому применение диалектической логики может быть только сознательным и она по природе своей социальна Она - плод социального опыта, оформленный сознанием как предостережение от опасности, связанной с расходованием сил по примитивным велениям рассудка.

В этом качестве диалектическая логика нормативна. Она «охраняет» известную из опыта противоречивость всех и всяческих процессов, как формальная логика «охраняет» определенность фактов и явлений.

Как «охранительная», диалектическая логика консервативна, но, поскольку она охраняет отрицание нормативности, она не только сознательна, но и открывает путь сверхсознанию - интуиции и вдохновению - специфическому вооружению творческого мышления, обслуживающего идеальные потребности, о чём речь будет дальше.

«Интуиция, вдохновение, - писал В.И. Вернадский, - основа величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся и идущих строго логическим путём, - не вызываются ни научной, ни логической мыслью, не связаны со словом и с понятием в своем генезисе» (Вернадский В.И., Размышления натуралиста, в 2-х книгах, Книга 2, М., «Наука», 1977 г., с. 111).


Сверхсознание (интуиция, вдохновение) вносят новое в человеческие знания, в практику, в представления, в сознание. Поэтому вносимое им, как пишет В.И. Вернадский, не может содержаться в прошлом опыте, не может быть существующим понятием, имеющим наименование. Сверхсознанием осуществляется развитие самого сознания, начиная с индивидуального  и до общего, социального.

Внося новое, вполне конкретное - в практику, в умения и обобщённое - в отвлечённые понятия и их обозначения, сверхсознание совершенствует саму диалектическую логику, подтверждая её универсальность и её могущество - применимость её в тех областях безграничного мира, где она ещё не была употреблена.

Такова творческая работа мышления в познании - в обслуживании идеальных потребностей. Экономия сил выступает здесь в неожиданном новом качестве. Это хорошо выражено в приведенной выше цитате из «Чумы» Альбера Камю: создающий новое не жалеет усилий, расточительно расходует их, стремясь к идеалу краткости и точности, но он знает, что он ищет и, следовательно, где нужно искать. Экономия заключена только в последнем, и она отрицается в процессе поисков. Так и Г. Бёлль сомневается в возможности досуга «свободного времени» в созидательной деятельности.

Так балерина и пианист часами неустанно тренируются, чтобы на концерте не допустить лишних усилий.

Так учёный не жалеет времени и труда, чтоб открытое им выразить в предельно простой и краткой формуле. К экономии все они приходят «в конце», как отметил А.А. Ухтомский.

На пути к нему они не жалеют усилий, и это часто вызывает недоумение и насмешки сторонних наблюдателей, которым непонятна расточительность в затратах усилий как уклонение от общечеловеческой потребности в экономии сил.

Но экономия сил в мышлении, в умственной работе, проявляется не только в её рационализации средствами логики. Обстоятельства иногда складываются так неблагоприятно для субъекта, что её средствами он не может найти способов удовлетворения своих непримиримо противоречащих одна другой потребностей. Постоянно ощущая невозможность удовлетворить ту и другую, субъект не может от них избавиться. Неудовлетворённые, они все обостряются и создают нетерпимую перегрузку в работе тех «четырёх структур», назначение которых - нахождение трансформаций, интегрирующих наличные потребности для удовлетворения их в сложных наличных внешних условиях. Дефицит информации о возможности их удовлетворения возрастает, воли для преодоления отрицательной эмоции недостаёт.

Так дефицит информации о возможности удовлетворить потребность в экономии сил средствами рассудка и разума может трансформировать эту потребность в поиски облегчения иными путями.

А именно - облегчением работы этих четырёх структур за счёт выключения из работы тех или других из их числа. Если «выключить», например, миндалину и гиппокамп, то в представлениях и побуждениях субъекта исчезнут (или ослабеют) сомнения и колебания, пропадет и нужда в компромиссах. Если ослабнет работа неокортекса и гиппоталамуса, то должно ослабеть и преобладание господствующей потребности над сопровождающими её, ослабеет и значимость связанной с нею информации от внешней среды. Так можно себе представить действие на мозговые структуры наркотиков - алкоголя, морфия и т.п., а может быть и таких, как никотин.

Ведь пьяный человек похож на того, у которого гиппокамп и миндалина выключены из работы четырёх структур или сильно ослаблены. «Для смелости» (например, в военных действиях, перед атакой) люди нередко взбадривают себя алкоголем, чтоб «не думать». А когда нужно сообразить, подумать, прикинуть, не спеша взвесить сложную ситуацию (например, в шахматной партии) многим свойственно тянуться к папиросе...

Может быть, наркомания - одна из возможных болезненных трансформаций биологической потребности в экономии сил? Потребность эта сопровождает человека всю его жизнь в самых разнообразных трансформациях, диапазон которых - от виртуозного мастерства и грации до алкоголизма и наркомании...».

Ершов П.М., Искусство толкования в 2-х частях. Часть вторая. Режиссура как художественная критика, Дубна, «Феникс», 1997 г., с. 180-181.