«Князь дураков» во времена Возрождения

«Люди Возрождения мыслили, если можно так выразиться, антропологически. Человек был для них центром вселенной. Они рассуждали о свойствах человеческой природы, о человеческих характерах, о человеке вообще.

Рассуждения о человеческом разуме, сопоставление ума и глупости - тема, распространённая в литературе и философии эпохи Возрождения.

В известном смысле люди Возрождения унаследовали её от народного творчества позднего средневековья. Мы имеем в виду, например, соти - комические пьески, где действовали дураки, или шествия дураков, которые устраивали специальные корпорации, выбиравшие из своей среды «Князя дураков» и «Дурацкую мать».

Отношение к «дураку» в средние века было двояким. В виде дураков изображались различные представители средневекового общества, в том числе и духовенство. Их пороки объяснялись глупостью.

Но в образ «дурака» вкладывался и другой смысл: «Дурак» - человек необразованный, неотёсанный, мужик, представитель народа, но его наделяли своеобразной мудростью. «Дурак», «меньшой брат», зачастую оказывался умней представителей верхов».

Штейн А.Л., На вершинах мировой литературы, М., «Художественная литература», 1988 г., с. 24-25.

 


Юродивый / блаженный на Руси.

Эразм Роттердамский: Похвала глупости.