Литературные произведения о творческих возможностях человека
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Литературные произведения о творческих возможностях человека
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
«Левша - герой рассказа Н.С. Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)»).
Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в образе тульского мастера Левши, который даже блоху сумел подковать.
Но сам автор возражал против такой трактовки.
В рассказе, стилизованном под легенду, говорится не только о соревновании искусных англичан и даровитых русских, но и о тех условиях, в которых вынужден жить талантливый человек в России. Лесков говорит об отношении самодержцев Александра и Николая к своим подданным, о жестокости «промежуточной» власти в лице атамана Платова.
Левши и его товарищи-ремесленники сумели без «мелкоскопа», без «расчёта силы» не только подковать блоху, но и написать на подковках имя мастера.
Не тщеславие двигало Левшу к цели, а патриотизм. Не англичан хотел он посрамить, а Россию возвысить.
Потому, приступая к делу, молился Левша Николе Мценскому и совершил фантастическую по ювелирности работу.
Однако истинный народный талант в России живёт в нищете, им помыкают; Платов швыряет Левшу «к себе в коляску в ноги».
Для сравнения Лесков показывает жизнь менее дерзостных в своей фантазии и своем таланте англичан. Глазами прибывшего в Англию Левши мы видим условия, о каких и мечтать не может русский мастеровой. Англичане ценят сноровку, опыт, талант Левши, заботятся о нём, обращаются с ним, как с барином, стараются угодить во всём, предлагают остаться у них на постоянное (и сытое) жительство.
Но, узнав английский секрет хранения оружия, тульский мастер просит лишь об одном - поскорее отправить его в Россию. Единственное его желание - сообщить об этом секрете царю, ибо эти сведения действительно государственной важности. Однако если в Англии «другие правила жизни, науки и продовольствия», то в России - всё то же беззаконие и безразличие.
Стоило Левше оказаться на родной земле, как у него, заболевшего, отобрали не только английские богатые подарки, но и остатки здоровья. Никому нет дела до секрета, которым владеет мастер, до его поразительных способностей, до его жизни. Так и умирает он, всеми брошенный, в больнице для бедных. Больше всего страдает Левша от того, что уносит с собою в могилу выведанный у англичан секрет. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», - говорит о своём русском «камраде» Левше «аглицкий подшкипер».
Несмотря на то что «собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства» (автор подчёркивал, что «левша есть лицо, мною выдуманное»), предпринимаются попытки найти прообраз оружейника».
Энциклопедия литературных героев / Сост.: С.В. Стахорский, М., «Аграф», 1997 г., с. 226.