Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
«Для каждого человека его система личностных смыслов определяет индивидуальные варианты его ценностных ориентации. Личность человека создает ценностные ориентации, которые складываются у него в его жизненном опыте и которые он проецирует на своё будущее. Именно поэтому столь индивидуальны ценностноориентационные позиции людей.
Безусловно, продуктивной является идея Ж.-Ж. Руссо о двоекратном рождении личности.
Эта идея определяет значение воспитания и обучения, а также требует определения тех образований, которые формируют в ребёнке бытие общественных отношений. Согласно возрастной психологии, первое рождение обусловлено бытием общественных отношений. Именно оно отражает особенности содержания структуры самосознания человека. Каждый этап исторического развития человечества дает свое типическое наполнение структуры самосознания. Второе рождение личности связано с формированием мировоззрения и идеологии, активной воли, с построением связной системы личностных смыслов. Здесь имеет значение структура самосознания, сложившаяся в онтогенезе. Именно это рождение обусловливает «подъём чувства личности». Принятая человеком идеология, сформулированное им мировоззрение определяют его развитие как личности.
Человек, который говорит одно, думает другое, делает третье, - выступает как безличность. (Киники называли таких людей «негодяи». «Безличность» - термин, введённый в России Фёдором Достоевским.)
На уровне первого рождения личности - каждый. Каждый индивид присваивает человеческую культуру самосознания: он идентифицируется со своим именем, полом, притязает на признание других (референтных для него) людей, соотносит своё нынешнее «я» со своим прошлым и будущим, так или иначе относится к социальному «надо» и к своим человеческим правам. В раннем детстве возникает латентный период в развитии личности, когда социум формирует потребность быть личностью. На первом этапе личность актуализируется в рамках выдаваемой структуры самосознания. Здесь мы наблюдаем большую зависимость человека (ребёнка или взрослого) от оценки других людей.
На уровне второго рождения однозначный ответ невозможен. Личность в человеке проявляется не во всякое время его жизни. Человек не проявляет себя в качестве личности не только тогда, когда он тяжко болен, в бреду и без сознания (это - несчастное, страдающее создание), но и когда он действует по сложившемуся бытовому стереотипу - неизвестно, что за этим стоит. Человек предстаёт перед другими и перед самим собой как личность, когда он включён в ситуацию, в которой он должен активно и свободно отстоять свою позицию. Именно активное, свободное индивидуальное бытие человека творит и изменяет обстоятельства, других людей и самую личность. В другие моменты жизни человек может и не проявлять себя как личность. Но именно бытие во времени представляет человека как личность или как безличность.
Так как личность несёт в себе общественные отношения в своём индивидуальном преломлении, то это значит, что каждый человек может подняться на уровень личности второго рождения. Нет стабильного периода жизни человека, когда он поднялся на уровень личности, и дальше быть личностью - это его завоевание. Личностное в человеке - это постоянная озабоченность проблемами человечества, постоянная обращенность на себя с точки зрения требований личности: «Кто я?», «Что должен успеть сделать в жизни для себя, для других, для человечества?».
Позиция стабильного бытия личности в индивиде неверна».
Мухина В.С., Феноменология развития и бытия личности, М., «Московский психолого-социальный институт»; Воронеж, «Модэк», 1999 г., с.12-14.